Замороженные почки кролика можно пересадить людям без отторжения?

Ученые обнаружили свидетельства того, что почки кроликов можно пересаживать людям. Уникальные свойства подобных трансплантатов могут решить проблему отторжения и нехватки донорских органов.

Исследователи из Политехнического университета Валенсии, Испания, сделали удивительное открытие, которое может изменить современную медицину. Как оказалось, органы зародышей кроликов можно без отторжения пересаживать любым взрослым особям того же вида даже после глубокой заморозки и длительного хранения донорского органа. Более того, ученые полагают, что почки кролика можно пересаживать и людям, поскольку иммунная система их не отторгает.

Только в США каждый день 12 человек умирают, так и не дождавшись операции по пересадке почки. Это очень дефицитный донорский орган, но даже в случае если орган найдется, реципиенту нужно будет всю жизнь пить иммунодепрессанты, и все равно вероятность отторжения и смерти останется высокой.

Возможно, открытие испанских ученых решит эту проблему и откроет источник неограниченного количества донорских почек. Ученые обнаружили, что прекурсоры клеток почки 16-дневных эмбрионов кролика после имплантации взрослым кроликам развиваются во взрослую почку. Такой орган не только присоединяется к сосудам реципиента и начинает полноценно работать, но и не отторгается иммунной системой.

Секрет в том, что "зародыш" почки берется у донора очень рано, еще до того, как формируются специфические белки-маркеры для иммунитета.

Но и это не все: "зародыши" кроличьих почек можно замораживать на срок вплоть до одного месяца при температуре до -196 градусов Цельсия.  С обычными крупными органами это невозможно, так как они разрушаются расширяющимися кристалликами льда. В случае с заморозкой вероятность успешной трансплантации снижается с 50% до 25%, но возможность столь длительного хранения донорских органов в некоторых кризисных случаях компенсирует этот недостаток.

Пока эксперименты проводились только на кроликах, но ученые полагают, что прекурсоры  клеток почек кролика можно успешно имплантировать другим млекопитающим, включая человека. В настоящее время готовятся эксперименты на козах, если они пройдут успешно, можно будет говорить о тестах на людях.  Правда, кроличьи почки меньше человеческих, так что для полноценной замены взрослой почки придется имплантировать сразу несколько кроличьих. К счастью, такая ксенотрансплантация небольшого объема прекурсоров клеток не является проблемой для современных роботизированных хирургических комплексов.

Источник: http://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/zamorozhennye_pochki_krolika_mozhno