Ученые "разбудят" огромный вирус, которому 30 тысяч лет

Вирус Mollivirus sibericum

Группа ученых из французского Национального центра научных исследований (French National Centre for Scientific Research, CNRS) собирается возвратить к жизни гигантский вирус, который пробыл в замороженном состоянии порядка 30 тысяч лет, находясь в районе вечной мерзлоты на северо-востоке Сибири, Россия. Данное мероприятие направлено на демонстрацию того, что процессы глобального изменения климата и глобального потепления могут привести к таянию ледников и вечной мерзлоты, что, в свою очередь, может пробудить к жизни доисторические опасные болезнетворные микроорганизмы против которых ни у людей, ни у других животных не имеется естественного иммунитета. Вирус, который получил название Mollivirus sibericum, является уже четвертым типом доисторического вируса, который был обнаружен за период с 2003 года, и это второй тип вируса, который был обнаружен вышеупомянутой группой французских ученых.

Вирус Mollivirus sibericum #2

Перед началом процесса пробуждения вируса ученые проведут исследования, направленные на выяснение уровня опасности этого вируса для живых организмов, иначе даже самая маленькая ошибка может повлечь за собой большие неприятности и трагические последствия. После этих исследований размороженный вирус будет введен внутрь клетки амебы, которая будет выступать в роли организма-носителя этого вируса. Все это будет помещено в чашку Петри, в которой будут созданы все благоприятные условия для дальнейшей жизни и размножения древнего вируса.

Следует отметить, что группа профессора Жан-Мишеля Клавери (Jean-Michel Claverie) уже имеет опыт в подобных делах. В 2014 году при помощи подобного метода был возвращен к жизни доисторический вирус типа Pithovirus sibericum, который был найден в том же самом месте в Сибири. В лаборатории CNRS, где будут производиться все работы, установлено оборудование, подобное оборудованию, используемому в американском Центре по контролю за заболеваниями (US Centers for Disease Control and Prevention, CDC). За счет этого обеспечивается высокий уровень безопасности, который не позволит вирусу проникнуть наружу даже в том случае, если он попадет на свободу в стенах самой лаборатории.

Место обнаружения вируса

Вирус Mollivirus sibericum относится к классу гигантских вирусов, размер которых должен превышать половину микрона, тысячной доли миллиметра. Размер этого вируса составляет 0.6 микрон. К удивлению ученых, все обнаруженные доисторические вирусы не только имеют большие размеры, превышающие размеры современного вируса гриппа в 150-200 раз. Эти вирусы имеют более сложное строение с генетической точки зрения. Внутри вируса Pandoravirus, который был обнаружен в 2013 году, имеется около 2500 генов, в вирусе Mollivirus sibericum содержится 500 генов, а вирус современного гриппа имеет всего около десятка генных цепочек.

Большее количество генной информации в древних вирусах позволяет предположить о более широкой функциональности этих микроскопических организмов и о их большей вариативности, способности воздействовать на различные виды живых существ. "Нескольких древних вирусных частиц, которые являются крайне заразными, станет достаточно для заражения уязвимого организма, который может стать "пациентом 0" ужасной эпидемии, в ходе которой эти вирусы через мутации смогут обрести новые патогенные свойства" - рассказывает профессор Жан-Мишель Клавери, - "Область, где были найдены эти вирусы считается перспективной с точки зрения полезных ископаемых, особенно нефти, и в будущем там планируется развернуть предприятия по масштабной добыче этих ископаемых. Все это приведет к усилению таяния льда в местах проведения добычи, и только одному Богу известно, какие доисторические "монстры" могут пробудиться при этом".