Ученые проливают свет на таинственную нехватку нормальной материи во Вселенной

Материя, известная нам как нормальная, из которой состоят практически все привычные для нас объекты, составляет лишь 5 процентов Вселенной. Примерно половина материи из этих пяти процентов до сих пор так и не была обнаружена. Численное моделирование позволило предсказать, что оставшаяся часть этой нормальной материи должна находиться в составе крупномасштабных структур, формирующих «космическую паутину», представляющую собой материю при температурах между 100000 градусов и 10 миллионами градусов.

Команда ученых под руководством исследователя из Женевского университета, Швейцария, Доминика Эцкерта наблюдала этот феномен напрямую. Результаты исследования демонстрируют, что большая часть «недостающей» нормальной материи находится в форме раскаленного газа, связанного с межгалактическими «нитями».

Объектом этого исследования стало массивное скопление галактик Абель 2744, которое астрономы наблюдали при помощи рентгеновского космического телескопа XMM Newton в попытке обнаружить в окрестностях этого скопления галактик раскаленный газ, излучающий в рентгеновском диапазоне.

Крупномасштабные обзоры галактик показали, что распределение нормальной материи во Вселенной неоднородно. Вместо этого под действием гравитации материя концентрируется в нитевидные структуры, формируя сеть из узлов и связей между ними, называемую «космической паутиной». Эти области претерпевают мощнейший гравитационный коллапс и формируют «узлы» этой космической паутины, такие как Абель 2744. Затем эти узлы, так же как это происходит в нейронных сетях, соединяются друг с другом посредством «нитей», в составе вещества которых исследователи идентифицируют присутствие газа, и следовательно, «пропавших» барионов.

Астрофизики направили телескоп XMM Newton на те области пространства, где предполагалось присутствие структур из раскаленного газа температурой 10 миллионов градусов. Впервые исследователи смогли измерить температуру и плотность таких объектов и обнаружили, что измеренные значения этих параметров соответствуют значениям их, предсказываемых на основе расчетов численных моделей. Поэтому теперь ученые получили представление о той форме, в которой находится во Вселенной «недостающая» нормальная материя.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8006