Темную материю обвинили в разрывании белых карликов и появлении сверхновых

Исследователи предположили, что то же вещество, которое удерживает вместе галактики, может разрывать звезды на части.

Работа, написанная американскими учеными, опубликована в журнале Physical Review Letters.

Звезды светятся из-за происходящих в них реакций термоядерного синтеза — превращения ядер атомов водорода в ядра более тяжелых элементов. Энергия, выделяющая при этом, не дает звезде «схлопнуться». Как только все топливо израсходовано, звезда коллапсирует под действием собственной гравитации. В зависимости от начальной массы звезды она либо сожмется до размеров белого карлика, умещая массу Солнца в размерах Земли, либо взорвется как сверхновая.

Белые карлики, однако, также могут взрываться, образуя сверхновые типа Ia, для этого им необходимо найти источник дополнительной массы. Ранее исследователи полагали, что они «воруют» вещество из звезд-компаньонов. Тем не менее, по данным наблюдений, около половины сверхновых типа Ia никогда не имели компаньонов. В новой работе ученые предположили, что источником недостающей массы может быть темная материя.

Темная материя составляет большую часть вещества Вселенной, но взаимодействует с «обычным» веществом только гравитационно. Если предположить, что внутри белых карликов много темной материи и ее частицы могут взаимодействовать друг с другом, этого может быть достаточно для взрыва карлика.

Для проверки гипотезы ученые предлагают наблюдать за сверхновыми типа Ia в регионах, где сосредоточено много темной материи. Если окажется, что звезды, из которых они образовались, отличаются по массе или размерам от ожидаемых, то есть основания предполагать, что именно темная материя придала им дополнительную массу.

Исследователи считают, что такая теория может оказаться жизнеспособной, но ее доказательство сопряжено с определенными трудностями. Основная проблема состоит в том, что никто пока не знает, какие именно частицы формируют темную материю.

Источник: http://chrdk.ru/news/2015/10/30/uchenye_dumaut_chto_temnaya_materiya_sposobstvuet_vzryvam_belyh_karlikov/