Таяние ледников и эрозия разбудили вулканы

Ученые из Великобритании выяснили, что комбинация факторов — ледниковая эрозия, то есть разрушение земной поверхности при движении ледника, и таяние полярных ледниковых шапок — сыграла ключевую роль в увеличении вулканической активности и ускорении потепления в конце последнего ледникового периода, пишет пресс-служба Кембриджского университета со ссылкой на публикацию в журнале Geophysical Research Letters.

О том, что таяние полярных ледников, разраставшихся по время ледникового периода, связано с усилением вулканической активности, было известно и раньше. Теперь ученые установили, что в этом процессе велика роль эрозии, вызванной ледниками. К такому выводу пришел Пьетро Стернаи (Pietro Sternai) из департамента наук о Земле Кембриджского университета с коллегами из университета Женевы и ETH Zurich, который использовал численное моделирование разных свойств развития ледника, такие как скорость роста и таяния льда.

За прошедший миллион лет на Земле прошло несколько ледниковых периодов и межледниковий. Последние характеризуются усиленной вулканической активностью. Во время смены ледниковых периодов и межледниковий возрастает также скорость эрозии, особенно в горах, где вулканов обычно много.

Перемещаясь, ледники буквально вспахивают землю. Когда они тают, то за год снимают слой почвы толщиной до 10 см. Таким образом, снижается давление на вулканы и увеличивается вероятность их извержения. Уменьшение давления на мантию Земли провоцирует производство магмы, ведь горные породы при низком давлении начинают плавиться при более низких температурах.

Извергаясь, вулканы выбрасывают в атмосферу много углекислого газа, а это сильный парниковый газ, который ускоряет потепление. Предыдущие модели, с помощью которых ученые пытались объяснить увеличение атмосферного CO2 в конце ледникового периода, не учитывали эрозию, следовательно, роль диоксида углерода может быть существенно переоценена.

Ледниковый период длится примерно 100 тысяч лет, из которых 80 тысяч занимает оледенение, а таяние — всего 20 тысяч. Среди факторов, которые влияют на потепление и охлаждение атмосферы, многие связаны с орбитальными параметрами Земли. Авторы работы считают, что эта асимметрия ледникового периода, когда ледник растет медленно, а тает быстро, не может быть вызвана только изменением орбиты Земли. Должен быть какой-то еще внутренний фактор. Возможно, ледниковая эрозия как раз и есть такой неучтенный фактор, который объясняет наблюдаемую асимметрию.

Источник: http://scientificrussia.ru/news/tayanie-lednikov-i-eroziya-razbudili-vulkany