Солнечное давление оказалось выше, а межзвездная среда горячее

Исследования на основе данных, полученных прибором IBEX-Lo космического аппарата IBEX (Interstellar Boundary Explorer), меняют картину параметров межзвездного пространства. Ряд статей, посвященных результатам шестилетней работы международной группы исследователей с данными прибора, опубликован в специальном выпуске журнала Astrophysical Journal Supplement, среди авторов — российские ученые из ИКИ РАН, ИПМех РАН и МГУ. О некоторых результатах рассказывается на сайте ИКИ РАН.

Специалист ИКИ РАН Ольга Катушкина и ее коллеги на основе полученных данных показали, что уровень солнечного радиационного давления существенно выше, чем считалось ранее: только так в рамках современных численных моделей можно объяснить полученные данные измерений.

Владислав Измоденов (ИКИ РАН, ИПМех РАН, МГУ) и Дмитрий Алексашов (ИКИ РАН, ИПМех РАН) разработали новую численную модель взаимодействия солнечного ветра и межзвездной среды, которая включает самосогласованное описание заряженных и нейтральных частиц, а также солнечное и межзвездные магнитные поля. Кроме анализа данных аппарата IBEX, модель позволяет работать с данными других космических аппаратов, в том числе космического телескопа «Хаббл», аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» и других.

Кроме того, было установлено, что температура межзвездной среды равняется 7500°K, что примерно на 1000°К, чем считалось ранее. Также окончательно определена скорость межзвездной среды относительно Солнца — около 25.4 км/с. С помощью новых данных удалось открыть вторичную компоненту межзвездных атомов кислорода. Данные IBEX-Lo позволили впервые зафиксировать такие атомы, ранее предсказанные теоретически, в том числе в работах российских ученых.

Миссия аппарата IBEX, принадлежащего NASA, стартовала в октябре 2008 года. Прибор IBEX-Lo на его борту измеряет потоки атомов гелия, водорода, кислорода и других элементов, проникающие в нашу Солнечную систему из межзвездного пространства. Это данные уникальны, так как впервые получены напрямую, они позволяют изучать область границы гелиосферы, где поток заряженных частиц от Солнца сталкивается с межзвездной средой.

Источник: http://scientificrussia.ru/news/solnechnoe-davlenie