Радио для фараона

Египетские пирамиды, одно из древнейших чудес света, во многом остаются «крепким орешком» для серьёзных исследователей. Давайте попробуем, оставив в стороне вопрос «Как их построили?», разобраться с вопросом — «Почему?». Почему именно пирамиды? Разве не проще было древним египтянам строить для своих царей какие-нибудь кубы или, скажем, параллелепипеды?

Пирамиды Египта: Радио для фараона

Журнал: Тайны 20-го века №36, сентябрь 2018 года
Рубрика: В мире науки
Автор: Ольга Строгова

Совершенная форма природы и общества

joomplu:9920Историки отвечают: да, проще. Египтяне действительно возводили усыпальницы в виде параллелепипедов, так называемые мастабы, относительно небольшие сооружения из каменных блоков. Так продолжалось до XXVIII века до н.э., когда к власти пришёл основатель Третьей династии фараон Джосер. Его приближённый — жрец Имхотеп предложил «новую модель» будущей гробницы, которая свидетельствовала бы о совершенной структуре общества, возглавляемого фараоном.
Имхотеп, которого греки позднее отождествили с богом Асклепием, был, без сомнения, большим учёным и философом. В своих исследованиях он руководствовался наблюдениями за природой. В природе же идеальная структура — это конус. В самом деле, если медленно ссыпать зерно на ровную поверхность, в конце концов образуется именно конус. А конус — это то же самое, что правильная пирамида, только с бесконечным числом граней.
Однако при строительстве бесконечное число граней создать невозможно; поэтому Имхотеп, после долгих вычислений, остановился на четырёх. Так и появилась на свет первая пирамида — невысокая, с основанием не совсем ещё квадратным; вдобавок не гладкая, а ступенчатая, — но все же пирамида. Определение пирамиде дал в 1794 году французский математик Адриен Мари Лежандр: «Пирамида — есть телесная фигура, образованная треугольниками, сходящимися в одной точке, и заканчивающаяся на различных сторонах плоского основания».
Структура общества в Древнем Египте и в самом деле была строго пирамидальной. На вершине одиноким золотым (или позолоченным) камнем блистал сам фараон, сын солнечного бога, «Великий дом». Следующими, небольшими по площади, но максимально приближёнными «к Солнцу», были высшее жречество и аристократия. Далее, соответственно расширяясь, располагались военные, чиновники, купцы и так до самых низших и широких слоёв — земледельцев и рабов.
Такая структура обеспечивала «социальную стабильность» общества: хотя слой земледельцев и рабов был самым многочисленным, но, придавленный правильно расположенными вышестоящими слоями, не имел особой возможности проявить себя, то есть взбунтоваться.

Пирамиды — сборник математических знаний?

Сейчас ни у кого нет сомнения, что египетские жрецы были самыми образованными людьми своего времени. Их познания в географии, истории, медицине, математике — в последней особенно! — иногда просто поражают воображение. Видимо, отсюда и возникло предположение, что в структуре пирамид скрыто «послание» для отдалённых потомков о математических знаниях египтян, своего рода учебник математики.
В самом деле древним египтянам задолго до Пифагора уже были известны отношения между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике, а также формула известного в живописи и архитектуре «золотого сечения». Что они и продемонстрировали потомкам: в пирамиде Хефрена (Хафры) был явлен так называемый священный, или египетский, прямоугольный треугольник; в пирамиде Хеопса (Хуфу) — «золотой треугольник». «Святость» египетского треугольника в данном случае обусловлена использованными египтянами длинами катетов 3 и 4 и гипотенузы — 5 (египетских единиц измерения). Это действительно единственный набор целых чисел, идущих одно за другим, которые удовлетворяли бы теореме Пифагора: 9+16=25 (3 в квадрате плюс 4 в квадрате равно 5 в квадрате), то есть сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

Знаете ли вы что…

Египетские пирамиды изначально были облицованы белыми, сверкающими на солнце отполированными блоками известняка. Однако с течением времени их разбирали и использовали для строительства других сооружений.

Пирамиды и космос

Но почему же жрецы хотели передать потомкам только математические знания? Таким вопросом задались некоторые пытливые умы. А нет ли в структуре и расположении египетских пирамид ещё какой-либо зашифрованной адресованной нам информации? О космосе, например, — ведь древние египтяне были ещё и великолепными астрономами!
Тщательно измерив все доступные параметры пирамид (а недоступные — вычислив) и их ориентацию в пространстве, пытливые умы получили ряд интересных результатов. О связи параметров пирамид с физическими и космическими характеристиками уже неоднократно рассказывали СМИ, и в частности журнал «Тайны XX века», поэтому мы лишь коснёмся некоторых публикаций.
В книге «Мистерия Ориона. Секреты пирамид» Роберта Бьювэла и Эдриана Джилберта, опубликованной у нас в 2005 году, авторы напрямую связывают расположение трёх пирамид Гизы со звёздами пояса Ориона. Причём раз уж в мифе о рождении бога Гора от Изиды и Осириса присутствует именно созвездие Ориона, то каждая пирамида несёт дополнительный смысл — отождествляется с одним из этих верховных богов.
Другое любопытное утверждение на «космическую тему»: массы пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина (Менкаура) относятся друг к другу как массы планет Земля, Венера и Марс. Читатель на досуге, взяв в руки калькулятор, может убедиться, что с определённой, вполне простительной древним египтянам погрешностью, это действительно так.
Если взять размеры пирамиды Хеопса, то получается следующее: длина стороны её основания (233 м), поделенная на длину года (365 дней), даёт одну 10-миллионную долю радиуса Земли (0,638 м). А ведь радиус Земли и вправду равен 6378 км…
Ну и, конечно же, само географическое расположение Великой пирамиды наводит на размышления: она лежит на 29.9792458 градусах северной широты. Вам это длинное число ничего не напоминает? А ведь если сдвинуть десятичный знак на седьмой позиции вправо, а градусы заменить метрами в секунду, то получится величина 299792458 метров в секунду — скорость света в вакууме!
Получается, древние египтяне были не только великолепными математиками и астрономами, но и физиками, и вдобавок обладали измерительной аппаратурой очень высокой точности. И передали нам эти знания с помощью такого замечательного, уникального, совершенного в своём роде геометрического объекта, как правильная четырёхугольная пирамида. Если это были, конечно, египтяне, а не кто-то другой…
Кто именно это был — вопрос открытый. А вот что совершенно ясно как древним, так и современным исследователям — пирамида сама по себе (не обязательно египетская) может обладать рядом интереснейших, не до конца изученных свойств.

Пирамида и волны

Накапливать космическую энергию или обращать время вспять (как в романах Терри Пратчетта) пирамида, даже самая большая, скорее всего, не может. Но почему бы не выяснить, хотя бы методом компьютерного моделирования, что она может? Как крупная и тяжёлая каменная пирамида (скажем, пирамида Хеопса) будет себя вести в магнитном поле Земли или под потоком электромагнитного излучения?
Именно такой вопрос, вполне научно обоснованный, поставила группа учёных из Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. Они создали полноценную, насколько это было возможно, математическую модель Великой пирамиды и написали компьютерную программу, в которой на эту модель обрушивается электромагнитное излучение в радиодиапазоне. Внутрь виртуальной модели были помещены виртуальные же детекторы, которые фиксировали, как ведут себя волны внутри пирамиды.
Полученные ими результаты с графиками и диаграммами были представлены в таком солидном международном издании, как американский Journal of Applied Physics. В описании результатов учёные были весьма сдержанны: да, внутри пирамиды создаются определённые «дипольные и квадрупольные моменты», и характеристики излучения неким образом меняются. Особенно это относится к радиоволнам среднего диапазона (от 200 до 400 м), которые начинают как-то по-другому то ли концентрироваться, то ли рассеиваться. Интерес вызывает также тот факт, что «чувствительная область» волн соизмерима с размерами самой пирамиды: длина стороны основания, как уже указывалось выше, 233 метра, длина ребра — практически такая же, высота в настоящее время — 138 м.
Никаких захватывающих интерпретаций авторы статьи при этом не выдвигали по двум причинам. Во-первых, это всего лишь компьютерное моделирование, или симуляция событий, которые могут произойти в реальности, а могут и не произойти. Всё-таки математическая модель — это не сама пирамида Хеопса; пока кому-то не удастся проникнуть внутрь или залезть под неё и расставить там надёжную измерительную аппаратуру, вопрос о фокусировании (или, наоборот, рассеивании) электромагнитных волн внутри пирамиды останется открытым.
Во-вторых, дело, возможно, не в том, что это пирамида Хеопса. А в том, что это — пирамида. То есть, по мнению древних, совершенная природная, общественная и геометрическая форма.
Однако падкие на сенсацию СМИ тут же «расцвели» сообщениями типа «Египетские пирамиды фокусируют электромагнитные волны». Якобы фокус этого «концентрирования» находится как раз в том месте, где полагалось быть собственно захоронению. Иными словами, когда мумии фараона надоедало просто так лежать в своём золотом саркофаге, она могла послушать радио. Даже если на Земле в то время не было передающих радиостанций, с избытком хватило бы радиоизлучения с других планет или даже звёзд — ведь древние имели право думать, что и те и другие обитаемы.
Однако «в каждой шутке есть доля шутки, а всё остальное — правда».
Разве можем мы быть уверены, что архитекторы египетских пирамид (кем бы они ни были) не послали в отдалённое будущее гордое сообщение о том, что они-то знали, как устроен мир? И что кое-чему потомки могли бы у них поучиться?