Открыты экзотические вещества, которые могут находиться в недрах Урана и Нептуна

Используя компьютерное моделирование, химики из МФТИ и Сколтеха (Сколковского института науки и технологий) рассчитали, какие молекулы могут находиться в настоящее время в глубинах Урана, Нептуна и ледяных спутников гигантских планет. Ученые открыли, что при высоких температурах, типичных для недр таких планет, формируются экзотические молекулы и макромолекулы полимеров. Эти соединения включают угольную кислоту и ортоугольную кислоту, известную также как «кислоту Гитлера».

«Меньшие по размерам, по сравнению с Юпитером и Сатурном, газовые гиганты Уран и Нептун состоят в основном из углерода, водорода и кислорода. Мы нашли, что при давлениях в несколько миллионов атмосфер в их недрах формируются весьма экзотические соединения. Ядра этих планет могут состоять в основном из этих веществ», - говорит глава Лаборатории компьютерного дизайна материалов МФТИ профессор Артем Романович Оганов.

Команда, возглавляемая Огановым, разработала самый универсальный и мощный в мире алгоритм предсказания структуры кристаллов и химических соединений - USPEX (Universal Structure Predictor: Evolutionary Xtallography). В недавние годы ученые использовали этот алгоритм для открытия нескольких субстанций, которые являются «запрещенными» в классической химии и могут оказаться стабильными при высоких давлениях (Na3Cl, NaCl7 и др.).

В новом исследовании Габриэль Салех (главный автор работы) из МФТИ и Оганов изучили химическое поведение систем углерод-водород-кислород при высоких давлениях, достигающих 400 ГПа. Ученые обнаружили, что при этих давлениях многие термодинамически неустойчивые при давлениях, близких к атмосферному, соединения, такие как, например, угольная кислота и ортоугольная кислота, геометрическая структура которой напоминает собой свастику. Как считают авторы работы, каменистые ядра планет Урана и Нептуна могут быть покрыты с внешней стороны слоем кристаллов угольной кислоты, препятствующих прямому контакту ядер с подповерхностными океанами этих планет.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8891