Неандертальцы самостоятельно добывали огонь

Историки первобытного общества давно знали, что неандертальцы использовали огонь, однако никак не могли прийти к единодушию по поводу того, умели ли неандертальцы добывать огонь или же они лишь брали огонь от ударов молний и лесных пожаров и сохраняли его, сколько могли. Теперь ученые из Лейденского университета и Дельфтского технологического университета нашли веский аргумент в пользу умения неандертальцев добывать огонь.

Исследование основано на материалах раскопок неандертальской стоянки в пещере Пеш-де-л’Азе (Pech-de-l’Azé) на юго-западе Франции. Там было обнаружено большое количество кусков минерала представляющего собой диоксид марганца (MnO2) с незначительными примесями. Ранее считалось, что неандертальцы применяли его в качестве черной краски для рисования узоров на теле. Авторы нынешней статьи резонно замечают, что в качестве пигмента неандертальцам были куда легче доступны угли и копоть от костров. К тому же неандертальцы явно отдавали предпочтение диоксиду марганца перед другими оксидами марганца и прочими минералами, которые тоже могли дать краску черного цвета.

Ученые также заметили следы потертостей на данных камнях, говорившие о том, что владельцы получали порошок диоксида марганца. В ходе эксперимента исследователи выяснили, что порошок, полученный из подобных камней, если посыпать его на куски дерева, значительно снижает температуру его воспламенения. Обычно дерево загоралось лишь при температуре не ниже 350° C, тогда как с применением порошкообразного диоксида марганца куски дерева загорались уже при 250° C. Следовательно, минерал значительно облегчал работу неандертальцев по добыче огня трением.

Исследователи не исключают других применений диоксида марганца, в том числе и в качестве красителя для тела, но, основываясь на результатах эксперимента, полагают, что основным его назначением было разжигание огня.

Источник: http://polit.ru/news/2016/03/01/ps_fire/