НАСА переносит на два года запуск марсианской миссии Mars InSight

Аппарат Mars InSight

Запуск очередной масштабной миссии по изучению Красной Планеты был отложен более чем на два года в связи с дефектами некоторых компонентов основного научного инструмента космического аппарата Mars InSight (Interior Exploration using Seismic Investigations Geodesy and Heat Transport). Изначально запуск миссии планировалось произвести в марте следующего года, однако, постоянная утечка в вакуумной системе сейсмографа Seismic Experiment for Interior Structure (SEIS) делает невозможным использование этого инструмента и космический аппарат Mars InSight был перевезен с базы ВВС США Вандерберг на место его сборки в Денвере, которым заведует компания Lockheed Martin, для устранения обнаруженных неисправностей.

Следует отметить, что сейсмограф SEIS был разработан и изготовлен специалистами французского национального центра Centre National d'?tudes Spatiales. Благодаря трем его датчикам, помещенным в глубокий вакуум, этот сейсмометр способен зарегистрировать даже самые слабые колебания, амплитуда которых сопоставима с амплитудой тепловых колебаний атомов.

Утечка в вакуумной системе сейсмографа была обнаружена ранее в этом году, но специальная комиссия признала инструмент годным для его дальнейшего использования. Однако в понедельник были проведены очередные испытания, которые проходили в условиях низких температур до -45 градусов Цельсия. Воздействие сильного холода привело к увеличению утечки, что повлекло за собой необходимость демонтажа инструмента SEIS, устранения неисправности и, как следствие, переноса срока запуска миссии.

Сборка аппарата

В отличие от миссий, аппараты которых выводятся на околоземную орбиту и у которых каждый день есть "окно" для запуска, у лунных миссий стартовое "окно" появляется каждый месяц. А с межпланетными миссиями дело обстоит намного сложнее, в них учитываются изменения взаимного положения планет, и в случае с Марсом стартовое "окно", длительностью в неделю, возникает каждые 26 месяцев. И это означает, что старт миссии Mars InSight откладывается минимум на два года, в течение которых космический аппарат будет находиться в распоряжении компании Lockheed Martin.

Напомним нашим читателям, что основой конструкции спускаемого модуля InSight является конструкция модуля Phoenix, который в 2008 году успешно совершил посадку в районе марсианского Северного Полюса. Проведенные модификации конструкции модуля позволят ему совершить посадку в районе экватора Красной Планеты и выполнить там обширную программу научных исследований, которая рассчитана на 720 дней. Аппарат InSight имеет автоматизированный манипулятор, при помощи которого он будет перемещать научные инструменты и отбирать пробы грунта. А главным инструментом является буровая установка, которая будет способна проникнуть в породы на глубину 4.5 метров для того, чтобы взять образцы пород, которые находились в неприкосновенности со времени образования планеты.