Наличие жизни может влиять на скорость вращения планеты

Руководитель Центр астробиологии Колумбийского универститета в Нью-Йорке Калеб Шарф (Caleb Scharf) предположил, что наличие жизни на планете может оказывать влияние на скорость ее вращения вокруг своей оси. Статья Шарфа с описанием этой гипотезы опубликована на сайте препринтов arXiv.org.

Калеб Шарф отмечает, что атмосфера Земли, например, весит не менее 50 триллионов тонн, и перемещения этой массы вдоль земной поверхности может воздействовать на движение самой планеты. В свою очередь потепление или похолодание атмосферы изменяют скорость и направление перемещения воздушных масс. Массы в атмосфере не распределены равномерно, а значит, гравитационное воздействие звезды, вокруг которой вращается планета, и спутников этой планет, может изменить ее скорость. Под действием излучения Солнца на дневной стороне Земли атмосфера нагревается и становится менее плотной, в то время как на ночной, холодной стороне планеты плотность атмосферы повышается. Это создает «рычаг» для гравитационного воздействия, благодаря которому, как считает Шарф, происходит тормозящий эффект лунного тяготения на вращение Земли становится меньше, чем он мог бы быть.

Обычно такие эффекты крайне слабы, но в некоторых случаях скорость, с которой звезда нагревает планету, может резонировать с частотой собственных колебаний атмосферы, поэтому воздействие на движение планеты может значительно усиливаться. Состав атмосферы также может влиять на скорость ее нагрева и охлаждения. Например, озон, который образуется из кислорода под действием ультрафиолетового излучения, хорошо поглощает солнечный свет и помогает разогреть планету. Поэтому, если планета населена живыми организмами, выделяющими в атмосферу кислород, который может быть преобразован в озон, это может изменить режим нагрева атмосферы планеты родительской звездой и оказать влияние на скорость вращения планеты, слегка ускорив ее.

Автор гипотезы полагает, что в будущем можно будет создать компьютерные модели планетарного климата и проверить, действительно ли живые организмы могут вызвать такой эффект.

Источник: http://polit.ru/news/2017/12/29/ps_planet_spin/