Найти питьевую воду на марсе будет сложнее, чем мы думали

Возможно, найти жидкую воду на Марсе будет намного сложнее, чем полагали ученые. Новое исследование ставит под вопрос источник недавно обнаруженной поверхностной воды на Красной планете. Вполне может так статься, что будущие марсианские колонисты будут вынуждены осваивать арктические регионы, в которых много льда. Напомним, как все было: недавно ученые обнаружили темные полосы на поверхности Марса, свидетельствующие о текущей воде, но понятия не имеют, откуда она взялась. Новое исследование, опубликованное в Journal of Geophysical Research, исключает возможность того, что эта вода медленно вытекает из тающих отложений льда под поверхностью или из грунтовых вод. Скорее всего, эта вода приходит из атмосферы либо вообще водой не является.

Стоит ли говорить о том, что будущим колонистам и исследователям Марса эта новость придется не по душе. Ведь обнаружение источника воды может быть чрезвычайно важным для планирования будущих миссий. Если темные ручейки образуются неглубокими водоносными слоями, которые просачиваются к поверхности, будущие космонавты теоретически могли бы найти по ним воду и использовать в качестве ресурса, считает геофизик Дэвид Стиллман из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, штат Колорадо.

Но если источник этих потеков другой, жидкая вода на Марсе может быть не такой уж и полезной для астронавтов, а планирование миссии серьезно усложнится, считает Мэтт Хойнаки, планетарный геолог из Аризонского университета в Тусоне, ведущий автор новой работы. Астронавты будут ограничены освоением полярных регионов, где смогут плавить подземные отложения льда, либо придется тратить лишние деньги на доставку топлива, химических веществ и воды на Марс.

Перед тем, как прийти к подобным выводам, ученые проанализировали спутниковые снимки темных полос, известных как «повторяющиеся наклонные линии» (RSL). Эти полосы расположены на каньонах вблизи экватора, где слишком тепло, чтобы у поверхности постепенно плавился лед. Любой лед должен был растаять уже давным-давно.

Вполне возможно, что вода есть глубоко под поверхностью, но Хойнаки говорит, что любая грунтовая вода, вызывающая RSL, будет слишком соленой. Настолько соленой, что ее даже опреснить нельзя будет. Ученые также допускают, что вода берется из атмосферы и переходит в почву из-за гигроскопичности. Опять же, это ничем не поможет колонистам, если только они не найдут высокотехнологичный способ вытягивать водяной пар из атмосферы.

Если совсем о грустном, ученые допускают, что RSL могут быть и вовсе не жидкой водой. Эффект «сухих потоков», когда небольшие сезонные оползни просачиваются через каньоны, вполне мог бы образовать эти переходные полосы. Маловероятно, но исключать также не стоит.

Часть проблемы в том, что ученым нужно полагаться на спутниковые снимки. Возможно, у RSL могут быть другие источники, либо это действительно потоки полезной воды. Нужно взглянуть на них своими глазами. Будущие марсоходы — а еще лучше марсиане — займутся решением этого вопроса.

Где взять достаточно питьевой воды на Марсе? Где она может быть расположена? Эти вопросы жизненно важны для будущих миссий и планов на колонизацию этой планеты. Будет обидно выяснить, что колонистам придется выбирать замерзшие полярные регионы для освоения, где льда в изобилии.

Источник: http://hi-news.ru/space/najti-pitevuyu-vodu-na-marse-budet-slozhnee-chem-my-dumali.html