Мощные солнечные бури «обманывают» наземные системы обнаружения

Согласно наблюдениям исследователей из Магнитной обсерватории в Тихани, Венгрия, показатели, используемые учеными для оценки возмущений, происходящих в магнитосфере Земли в результате солнечных бурь, оказались неэффективными при обнаружении некоторых из такого рода событий, которые угрожали как энергосистемам, так и системам связи на нашей планете. Магнитная обсерватория в Тихани зарегистрировала мощнейшую солнечную бурю, в то время как другие обсерватории мира эту бурю не заметили.

Наиболее точные показатели Dst и SYM-H, используемые в настоящее время для обнаружения солнечных бурь, строятся на основе усреднения данных, полученных при помощи нескольких разных обсерваторий, расположенных в разных частях света. Однако эти показатели не помогли исследователям обнаружить мощную солнечную бурю, произошедшую 29 октября 2003 г. Эта солнечная буря привела к возгоранию нескольких трансформаторов на электростанциях в Швеции и Южной Африке.

В настоящее время группа исследователей из Университета Алькала, Испания, проанализировала недостатки показателей Dst и SYM-H, приведшие к невозможности обнаружения с их помощью этой мощной солнечной бури. Согласно мнению исследователей, основная проблема, снижающая эффективность этих показателей, состоит в усреднении данных измерений по нескольким расположенным в разных точках земного шара обсерваториям, в результате чего положительные и отрицательные магнитные возмущения нивелируются, и истинное возмущение магнитного поля ложно регистрируется как нулевое. Для решения проблемы исследователи предлагают использовать при обнаружении солнечных бурь локальные показатели, один из которых был разработан авторами работы для широт Испании.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7872