Любопытство может быть опасным

Исследователи из университета Висконсин-Мэдисон решили выяснить, к каким последствиям может привести человеческое любопытство. Оказалось, что люди а) готовы подвергнуть себя заведомой опасности, лишь бы узнать «а что будет, если», и б) постфактум совсем не одобряют своего поведения. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Psychological Science.

Изначальным тезисом, на который опирались исследователи, была тезис, что «любопытство порождается глубинным желанием человека разрешить неясный вопрос, независимо от возможного вреда».

Для того, чтобы проверить эту мысль, ученые сначала выдали 54 студентам, участникам эксперимента ручки, среди которых были и ручки-электрошокеры. У некоторых людей те ручки, которые должны были ударить током, были отмечены красными наклейками, а безопасные — зелеными, у других на всех ручках были непонятные желтые наклейки. Участникам было разрешено нажимать на любые ручки.

После этого выяснилось, что те участники, у которых на ручках были желтые наклейки, в целом изучили и нажали на большее количество ручек, очевидно, они пытались понять, которые из них электрошокеры. Те же, кто изучал ручки с красными и зелеными наклейками часто предпочитали брать в руки электрошокеры, очевидно, чтобы понять, пусть и с ущербом для себя, что после этого произойдет.

Другой эксперимент заключался в том, что его участникам предлагали взглянуть на экран компьютера, на котором было 48 кнопок. Каждая кнопка издавала определенный звук — иногда это могла быть приятная мелодия, а иногда — что-то крайне неприятное, вроде скрежетания ногтей по доске. На кнопках было написано, какие звуки они вызывают, но к ним были добавлены кнопки с вопросительными знаками, о которых ничего не было известно.

Эксперимент показал, что те люди, у которых на экране было больше вопросительных знаков, и кнопок нажимали больше — в среднем 39, а те, кому функции большинства кнопок были понятны, нажимали в среднем 28.

Вывод из всего этого делается очень простой — любопытство может быть очень полезным для человеческого разума, но может и приводить к опасным для любопытного последствиям. При этом, так как те участники эксперимента, которые пошли на поводу у своего любопытства, позже заявили, что они часто чувствовали себя плохо, удовлетворив эту потребность, то психологи сделали еще один вывод, о том, что хотя любопытство и присуще большинству людей, но эту черту можно считать их недостатком.

Впрочем, где было бы сейчас человечество, если бы не сгорало от любопытства…