Континенты на Земле такие большие благодаря развитию жизни

Денис Хенинг (Dennis Höning) и Тилман Шпон (Tilman Spohn) из Германского аэрокосмического центра при Института планетологии в Берлине создали модель эволюции планеты с учетом влияния живых организмов на размер континентов и тектонику плит. Моделирование показало, что на безжизненной планете континенты занимали бы не более 30% поверхности, а то и гораздо меньше (сейчас — 40%). Ученые доложили свои результаты на ежегодной встрече Европейского геофизического общества, которая проходит в эти дни в Вене (Австрия), сообщает Science.

Размер и форма континентов до некоторой степени контролируется биосферой, полагают ученые. В частности, биосфера вырабатывает кислород и образует уникальную земную атмосферу, которая влияет на химические процессы на поверхности Земли — выветривание, эрозию горных пород. Земную кору преобразуют живые организмы, например, корни растений иногда проникают в горные породы, разрушая их, а микроорганизмы участвуют в преобразовании горных пород (см., напр., «Земной микроб предпочитает метеориты»)

Ученые напоминают давно известный факт, что жизнь на Земле зародилась около 3,5 млрд лет назад, и примерно в это же время началось движение континентов — процесс, продолжающийся до сих пор. Но какая может быть связь между двумя процессами? Планетологи из Германии построили модель эволюции планеты и жизни на ней, и выяснили, что сначала, по мере сокращения выветривания и эрозии континенты остаются обширными, но со временем, если убрать из модели жизнь, континенты уменьшаются. Сейчас они занимают 40% поверхности планеты. Без биосферы в лучшем случае они занимали бы 30%, а в худшем — 10% поверхности Земли.

Исследователи предложили следующее объяснение влияния биосферы на тектонику плит: известно, что плиты с континентами сталкиваются друг с другом, после чего их массы опускаются вниз в мантию планеты, где и плавятся. Осадочный чехол на континентах содержит большое количество воды, до 40%, океаническая кора с ее осадками еще более насыщена водой, поскольку покрыта ею. Когда весь этот пропитанный водой материал попадает в мантию, он вызывает там кипение, что проявляется в виде мощного вулканизма и излияний лавы. Например, такого рода вулканизм существует в окраинных морях Дальнего Востока, в зоне Альпийского складчатого пояса. Запускается своего рода положительная обратная связь — больше воды попадает в мантию, сильнее бурлит мантия, мощнее вулканизм и резвее движутся плиты земной коры по планете.

Так вот, планетологи Хенинг и Шпон считают, что не будь биосферы, воды в мантию попадало бы меньше. А раз так, то в конечном счете размеры континентов сократились бы. Они полагают даже, что соотношение площади континентов и океанов можно считать одним из индикаторов для поиска обитаемых планет во Вселенной.

Читайте другие новости земной планетологии на портале Научная Россия: «Жизнь на Земле развилась благодаря столкновение с другой планетой»,«Загадка происхождения Луны решена, уверяют ученые».

Источник: http://scientificrussia.ru/news/kontinenty-obiazany-biosfere-svoimi-razmerami