ИКИ РАН: обнаружена одна из самых далеких нейтронных звезд в нашей Галактике

Группа астрономов, в том числе сотрудники Института космических исследований РАН, представила новые результаты исследования рентгеновского пульсара 2S 1553-542 в двойной системе на дальней окраине нашей галактики, предположительно в рукаве Стрельца. Ученым удалось измерить расстояние до объекта — оно оказалось равным примерно 20 килопарсекам, что делает звезду одной из самых далеких в галактике. Статья принята к публикации в журнал Monthly Notes of Royal Astronomical Society, кратко о результатах сообщается на сайте Института.

Исследования проводились с помощью рентгеновских космических обсерваторий Chandra, Swift, Fermi и NuSTAR (НАСА), наземного оптического Южно-Африканского Большого Телескопа (SALT) и инфракрасного обзора VVV, полученного с помощью инструментов Европейской Южной обсерватории в Чили (ESO).

Рентгеновский источник 2S 1553-542 известен с 1975 года. За практически 40 лет наблюдений источник пережил несколько вспышек, которые наблюдались разными обсерваториями, последняя вспышка произошла в самом начале 2015 года. Период обращения двойной системы — чуть более 30 дней, а период собственного вращения нейтронной звезды составляет 9,28 секунды. Величину магнитного поля звезды — 3х1012 Гаусс.

Наблюдения с помощью обсерватории Chandra позволили впервые точно определить координаты источника. Они стали предпосылкой ко второму этапу исследований, то есть поиску оптической звезды — компаньона пульсара в двойной системе и независимому определению расстояния до нее. Наблюдения этого участка неба ученые провели с помощью наземного оптического Южно-Африканского Большого Телескопа (SALT). Также были проведены исследования этой области неба в инфракрасном диапазоне длин волн, для чего использовались данные обзора VVV, сделанного с помощью наземных телескопов Европейской Южной обсерватории в Чили. Выяснилось, что компаньон 2S 1553-542 представляет собой оптическую звезда класса Be — бело-голубую звезду с мощными эмиссионными линиями в спектре.

«Рентгеновская двойная система 2S1553-542 находится на противоположном краю Млечного пути, как минимум, в рукаве Щита-Центавра, а скорее всего даже дальше, в рукаве Стрельца. Таким образом, мы установили самую далекую из известных на сегодняшний день нейтронных звезд в нашей Галактике», — сказал Александр Лутовинов, руководитель лаборатории релятивистских компактных объектов ИКИ РАН. По его словам, проведенное комплексное исследование с использованием данных в разных областях электромагнитного спектра, а также примененные методы и подходы, открывают новые возможности поиска и исследований далеких объектов Галактики.

Источник: http://scientificrussia.ru/news/odna-iz-samyh-dalekih-nejtronnyh-zvezd-v-nashej-galaktike