Хороший сон помогает иммунитету «запоминать» инфекции

Больше века назад ученые показали, что сон помогает человеку удержать в памяти факты и события. Позже была выявлена роль так называемого глубокого сна в деле переноса свежих воспоминаний в долгосрочную память. Сегодня ученые полагают, что сон также укрепляет и иммунную систему, помогая ей «запоминать», с какими патогенными микробами она уже имела дело. Такое мнение высказали ученые из Тюбингенского университета (Германия).

По мнению биологов, иммунная система «запоминает» бактерии и вирусы при столкновении с ними. Собирая их фрагменты, система создает так называемые Т-клетки памяти, которые сохраняются в течение нескольких месяцев или лет. Они помогают организму распознавать уже знакомые инфекции и быстро на них реагировать. Т-клетки хранят ключевую информацию о патогенах, что позволяет им находить новые, похожие, но не идентичные вредоносные микроорганизмы.

В ходе исследования ученые прививали испытуемым патогены и отслеживали поведение их организма. В частности, наблюдали за формированием Т-клеток памяти. Ученые обнаружили, что в ночь после вакцинации долгосрочное увеличение числа таких клеток обеспечивал именно глубокий сон.

Таким образом, отсутствие, недостаточность или нарушения сна приводят к сбою в данном механизме. Организм может выбрать неправильные фрагменты вредных микроорганизмов и запомнить их, или распознать не все необходимые фрагменты из-за недостатка вырабатывающихся во время сна и отвечающих за долгосрочную память гормонов.

По словам автора исследования, биофизика и специалиста в области клеточной биологии Яна Борна, сон эффективен для всего организма в целом. И подход, согласно которому сон участвует в формировании долгосрочной биологической памяти, позволит под другим углом взглянуть и на сон, и на процессы запоминания.

Борн и его коллеги полагают, что их данные послужат материалом для дальнейших исследований, направленных на создание эффективного лечения заболеваний, наносящих ущерб иммунной системе, например ВИЧ, туберкулеза, малярии.

Ранее американские ученые обнаружили, что недостаточность сна вызывает ложные воспоминания. При этом, по мнению исследователей, регулярный недосып способен привести к перманентным нарушениям памяти.

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/news/236185/