Гигантская черная дыра ставит ученых в тупик

2 Views

Обсерватория им. В.М. Кека на Гавайях, рентгеновский космический телескоп NASA Chandra и космический телескоп ESA XMM-Newton совместно обнаружили в 22 млрд световых лет от Земли черную дыру CID-947, которая отличается необычными свойствами, в первую очередь, гигантским размером. Статью об этом, которая сегодня выходит в журнале Science, пересказывает сайт Space.com.

CID-947 — одна из самых массивных черных дыр, когда-либо наблюдавшихся астрономами. Ее возраст датируется как 11,7 млрд лет — то есть, она образовалась всего спустя 2 млрд лет после Большого Взрыва, в молодой Вселенной. Очень быстрое движение газа у краев этой черной дыры позволяет оценить ее массу как эквивалентную семи миллиардам солнц.

Самое удивительное,  это что галактика, окружающая CID-947, всего в 10 раз тяжелее. Это очень странно: до сих пор все черные дыры, найденные в центрах различных галактик (включая наш Млечный Путь) имели массу 0,2-0,5% от массы своих галактик. У CID-947, как мы видим, этот показатель составляет целых 10%. Ранее считалось, что также невозможно, поскольку черная дыра должна расти одновременно с галактикой, с той же скоростью. Теперь это представление, похоже, придется пересмотреть.

И, как будто этого мало, есть еще одна странность. CID-947 уже достигла пределов своего роста, но в окружающей ее галактике при этом продолжают рождаться новые звезды. До сих пор такое тоже считалось невозможным, поскольку излучение черной дыры и окружающие ее потоки газа, по идее, должны препятствовать рождению новых звезд.

Неудивительно, что астрономы были поражены, тем боле, что искали они обычные, рядовые черные дыры. «Наш проект был направлен на поиск черных дыр среднего размера, населяющих типичные современные галактики. Найти такого гиганта было настоящим шоком», — говорит Меган Урри (C. Megan Urry) из Йельского университета (США), соавтор исследования.

Когда же «всплыли» другие странности CID-947, занятые в проекте ученые попросили сторонних экспертов проверить полученные результаты. Оказалось, что все верно.

Урри с коллегами теперь хотят сравнить CID-947 с другими древними супермассивными черными дырами — возможно, это позволит объяснить ее необычные свойства.

Напомним, недавно в нашей собственной галактике пробудилась гигантская черная дыра. Произошло это в созвездии Лебедя, в 8000 световых лет от нас. Но даже если бы это произошло ближе, можно не бояться — согласно одной из последних теорий, если нас «проглотит» черная дыра, мы этого даже не заметим.