Галактика как увеличительное стекло

Некоторые галактики настолько далеки, что они кажутся при взгляде с Земли лишь небольшой точкой света. Но благодаря другой близлежащей галактике, которая работала в данном случае как увеличительное стекло, астрономы смогли обнаружить область активного звездообразования в одной очень удаленной галактике, известной как SDP.81. Измерения показали, что ее возраст равен 2,4 млрд лет после Большого взрыва. Об открытии рассказывает Science.

Впервые в истории наблюдений за космосом было получено детализированное изображение столь удаленной галактики. Прямо на пути от Земли до SDP.81 имеется другая галактика, которая подобно лупе, притягивает лучи света. При взгляде с Земли увеличенное таким образом изображение SDP.81 выглядит как круг, называемый Кольцо Эйнштейна. Но, используя данные, полученные при помощи Большого миллиметрового/субмиллиметрового телескопа в Атакаме (ALMA) в прошлом году, семь научных групп ученых смогли реконструировать действительный вид SDP.81, который хотя и выглядит несколько туманным, все же больше похож на изображение галактики. При этом была использовано максимальное разрешение ALMA.

Это устройство представляет собой гигантский радиотелескоп, состоящий из 66 антенн, размещенных высоко на плато в Атакамской пустыне (Чили). Он соединяет данные всех своих «тарелок», чтобы получить максимально подробное изображение космических объектов. Для этого наблюдения передвижные антенны телескопа были расположены максимально широко — в радиусе 15 км. Это позволило получить картинку, в 6 раз превышающую по разрешению изображение с инфракрасного телескопа Хаббл (Hubble).

В своей статье астрономы рассказывают, как они смогли рассчитать массу SDP.81, измерить ее широту и различить облака газа, находящиеся внутри нее. В полученных изображениях особого внимания заслуживают обширные облака космической пыли, состоящие из холодного молекулярного газа, очень похожие на аналогичные зоны в туманности Ориона в нашем Млечном пути, в которых рождаются новые звезды и планеты.

Источник: http://scientificrussia.ru/news/galaktika-kak-uvelichiteljnoe-steklo