Дневные раны заживают быстрее ночных

Ранозаживляющие клетки днем работают эффективнее, чем по ночам.

От биологических ритмов в нашем теле зависит гораздо больше, чем может показаться, и вот свежий пример – авторы недавней статьи в Science Translational Medicine утверждают, что раны, полученные днем, заживают быстрее ран, полученных ночью.

Исследователи экспериментировали с фибробластами – клетками соединительной ткани, которые синтезируют белки, заполняющие межклеточное пространство. От фибробластов во многом зависит, насколько быстро орган или ткань смогут залатать повреждения. Эти клетки также примечательны тем, что у них есть собственные биологические часы.

Как известно, у нас есть главный управляющий суточными ритмами – особая зона в мозге, называемая супрахиазмальным ядром; она рассылает сигналы по организму, регулируя ритмы органов, тканей и клеток. Но некоторые клетки могут обходиться и без команды со стороны. Фибробласты – одни из них: они сами меняют активность некоторых своих генов в зависимости от времени суток.

Джону О’Нилу (John O’Neill) и его коллегам удалось выяснить, что суточным ритмам в фибробластах подчиняются гены, которые управляют сборкой цитоскелета. Фибробласты активно ползают между другими клетками, и направление движения зависит во многом от перестроек цитоскелета: переползая на новое место, клетка создает внутри себя опору, которая помогает двигаться. Очевидно, что если белки, управляющие цитоскелетом, по-разному активны днем и ночью, то и двигаться клетки в разное время суток будут по-разному.

Все так и было. Культуру клеток, которые росли слоем в специальной посуде, процарапывали и потом следили, как быстро они заполнят царапину – и если «рану» наносили днем, клетки заполняли ее быстрее, чем когда клеточную культуру царапали ночью. Эксперименты на мышах дали тот же результат: раны, нанесенные в часы бодрствования, заживали у животных быстрее – потому что фибробластов в зону ранения приползало в два раза больше и  регенерация повреждений происходила эффективнее.

То же самое, очевидно, происходит и у людей. Исследователи проанализировали медицинскую статистику по ожогам, и оказалось, что на то, чтобы вылечиться от ночных ожогов, уходит на 11 дней больше, чем на лечение от дневных ожогов. (Кстати, тут нельзя не вспомнить недавнюю работу из журнала The Lancet, в которой говорится, что операции на сердце лучше проводить в середине дня – у прооперированных днем потом возникает меньше осложнений, и их сердце вообще лучше себя чувствует.)
Конечно, тут нужны еще дополнительные клинические исследования, но уже сейчас тут можно подумать о каких-нибудь новых лекарствах, которые помогали бы заживлять всевозможные раны, действуя на биологические ритмы фибробластов.

Источник: https://www.nkj.ru/news/32512/