Астрономы вглядываются в «амниотический мешок» звезды с планетной системой

Астрономы впервые успешно всмотрелись сквозь «амниотический мешок» звезды, до сих пор находящейся в процессе формирования, во внутренние области зарождающейся планетной системы будущего светила. В новой работе международная команда астрономов описывает удивительные факты, выявленные в процессе наблюдений этой материнской звезды, называемой HD 100546.

Главный автор исследования доктор Игнасио Мендигутья из Школы физики и астрономии Лидского университета, Великобритания, сказал: «Никто прежде не наблюдал окрестности звезды, настолько близкие к формирующемуся светилу, при условии, что наблюдаемая звезда имеет хотя бы одну планету в своей системе».

Для наблюдений этой далекой системы астрономы использовали интерферометр Очень большого телескопа (Very Large Telescope Interferometer, VLTI), расположенного в обсерватории в Чили. Инструмент VLTI соединяет в себе мощь сразу четырех 8,2-метровых телескопов и позволяет делать снимки с уровнем четкости, как у 130-метрового телескопа.

При исследовании системы звезды HD 100546 астрономы обнаружили ряд любопытных фактов. Сначала в широком протопланетном диске звезды ученые обнаружили щель шириной примерно 10 а.е. При этом обнаружилось, что согласно расчетам внутренняя часть диска может самостоятельно просуществовать лишь в течение нескольких лет, прежде чем упадет на центральную звезду, следовательно, предположили исследователи, должен существовать источник материи, восполняющий её потери из внутреннего диска. Этим возможным источником материи, как считают авторы статьи, является находящаяся в процессе формирования планета, создающая действием своей гравитации канал, по которому газ и пыль перетекают от внешней части протопланетного диска звезды к его внутренней части.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7766