Астрономы обнаружили таинственные волны в протопланетном диске

Данные с телескопа Very Large Telescope (Южная Европейская обсерватория) и космической обсерватории Хаббл (НАСА) указали на странное образование вокруг молодой звезды AU Microscopii, никогда не наблюдавшееся ранее — волны вещества, движущиеся с огромной скоростью. Это явление обнаружили ученые из группы под руководством астронома Энтони Боккалетти (Anthony Boccaletti). Происхождение и устройство этого явления представляет новую загадку для астрономов. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

AU Microscopii (сокращенно AU Mic) представляет собой молодую, окруженную облаком протопланетной пыли, звезду, находящуюся сравнительно недалеко от нас. Изучение подобных дисков дает ценную информацию о том, как такие объекты формируются и как в них зарождаются планеты.

Изначально астрономы искали вокруг этой звезды более-менее отчетливые признаки образования планет. Для этого они использовали новейший инструмент SPHERE, присоединенный к Большому Телескопу Южной Европейской обсерватории (ESO). «Наши наблюдения выявили нечто неожиданное. На снимках, полученных со SPHERE, видны непонятные признаки [протопланетного] диска, которые похожи по структуре на арки или волны. Они отличаются от всего, что мы когда-либо видели», — сказал Боккалетти по этому поводу.

На фотографиях различимы пять волнообразных «арок», напоминающих в совокупности рябь на воде. Чтобы понять их происхождение, ученые обратились к снимкам телескопа Хаббл, сделанным в 2010 и 2011 гг. К своему удивлению они обнаружили, что таинственная «рябь» не только была ранее, но еще и очень быстро меняется во времени.

Обработав изображения «ряби», сделанные в течение четырех лет, ученые пришли к выводу о том, что волны в протопланетном диске движутся со скоростью до 40 тыс. км/ч. Причем, чем дальше от звезды — тем волны быстрее. Возможно, это объясняется постепенным освобождением вещества от гравитационного поля звезды.

Пока ученым ясно одно: такое движение не могло возникнуть в обычной протопланетной туманности. Там действует какой-то неизвестный фактор, который разгоняет «рябь» и заставляет ее так быстро двигаться.

Ученые не могут пока объяснить, что является причиной явления. Однако они рассмотрели и исключили такие версии, как столкновение двух массивных объектов, похожих на астероиды, которые испускали бы большое количество пыли, а также появление волн в результате нестабильности гравитационного поля вокруг звезды. У исследователей имеются более правдоподобные объяснения причин этого явления.

Астрофизик Глен Шнайдер (Glenn Schneider), принимавший участие в исследовании, рассказал, что одним из объяснений являются регулярный вспышки, которые происходят на звезде: «AU Mic является звездой с высокой активностью. Она часто испускает большие, непредсказуемые вспышки. Одна из таких вспышек могла что-то вызвать на одной из планет вокруг звезды, если они вообще имеются — что-то вроде насильственной зачистки околозвездного вещества, которое теперь движется через диск на волне вспышки».

Группа планирует продолжить наблюдения за загадочными волнами, подключив к работе крупнейший радиотелескоп ALMA, находящийся в Атакаме (Чили).

Ранее портал Научная Россия писал о другой интересной находке астрономов — протопланетном диске в созвездии Тельца, состоящем из мелких камней и представляющем промежуточный этап между первоначальной туманностью и образованием будущих планет.

Источник: http://scientificrussia.ru/news/tainstvennye-volny-v-protoplanetnom-diske