Астрономы обнаружили экзотическую систему из пяти звезд

Астрономы обнаружили экзотическую систему из пяти звезд, которой присвоили длинное и сложное название: «Двойная затменная пятиместная маломассивная звездная система 1SWASP J093010,78+533859,5»

Меньшие орбиты не показаны в масштабе относительно большей орбиты, поскольку бинарные компоненты будут слишком близко друг от друга. Изображения звезд сравниваются с диаметром Солнца для сравнения масштабов. Синей пунктирной линией обозначен орбитальный путь из двух пар звезд. Пятая звезда, чья позиция является неопределенной, находится справа от левой пары.

Система, расположенная на расстоянии в 250 световых лет от Земли, была первоначально обнаружена в архивных данных от проекта SuperWASP (широкоугольный поиск планет), конфигурации небольших, недорогих камер на астрономической обсерватории Дель Рок де Лос Мучачос на Канарских островах, и станции Сазерленд Южно-Африканской астрономической обсерватории. Год за годом, эти камеры периодически измеряют яркость отдельных звезд, что позволит ученым отслеживать их яркость с течением времени. Используя методику, аналогичную для обнаружения далеких экзопланет, команда астрономов во главе с Маркусом Лор смогла отслеживать и анализировать изменения кривых блеска, чтобы раскрыть уникальные детали этой замечательной системы.

Две звезды в этой системе вращаются так близко друг от друга, что они разделяют одну и ту же атмосферу. Издалека это выглядит, как будто они соприкасаются. Контакт бинарных звезд не является большой редкостью, но этот уникален тем, что имеет особенно короткий орбитальный период - всего за шесть часов эти две звезды обходят по орбите одна вокруг другой.

Вторые бинарные - две отдельно стоящих звезды расположены на расстоянии около 21 миллиарда километров от своего уникального компаньона. Это расстояние несколько больше, чем Орбита Плутона вокруг Солнца. Дальнейший анализ показал пятую звезду, находящуюся до двух миллиардов километров от отдельно стоящих бинарных, но не производящей никаких дополнительных затмений. Изучая системы кривых блеска и их спектры, астрономы подтвердили, что все звезды гравитационно связаны вместе в единую систему.

Источник: FTimes.ru