Живой космос

Как и когда зародилась жизнь на Земле? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Если верить Библии, возраст нашей планеты исчисляется десятками тысячелетий. Палеонтологи оперируют уже сотнями миллионов лет. А недавно геохимики из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса заявили, будто нашли следы жизни на Земле, которым больше 4 миллиардов лет! И это в корне меняет всё дело.

Живой космос

Журнал: Все загадки мира №18, 3 сентября 2018 года
Рубрика: Космическая одиссея
Автор: Олег Арсенов

Циркон с начинкой

joomplu:10240Дело в том, что 3,8 миллиарда лет назад юная Земля подверглась «тяжёлой бомбардировке» из космоса. Это был особый период в жизни Солнечной системы, во время которого наша планета (да и остальные семь тоже) постоянно сталкивалась с крупными астероидами. Такого шквала ударов тонкая земная кора, разумеется, выдержать не могла, поэтому все пространство вокруг было залито раскалённой магмой. Естественно, ничто живое не имело шансов сохраниться в таких условиях. Потому-то заявление американских геохимиков и звучит так сенсационно!
Группа геохимиков и биологов под руководством Марка Харрисона из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе изначально не пыталась изобретать велосипед и взялась разрабатывать старую как мир теорию панспермии, предполагающую, будто зародыши жизни были занесены на Землю с другого небесного тела. Харрисон и его коллеги изучили тысячи цирконов, собранных в Западной Австралии. Кристаллы этого минерала образуются только при очень высоких температурах внутри магматических горных пород, что составляют основу земной коры на континентах. Поэтому их используют для оценки возраста коры. Австралийским цирконам Харрисон со товарищи намерял ни много ни мало 4-4,1 миллиарда лет. Но главный сюрприз их ждал впереди: в нескольких сотнях кристаллов учёные обнаружили следы жизнедеятельности микробов и другой примитивной жизни.

Космический посев

Выходит, жизнь на Земле существовала уже до того, как планета «угодила под бомбёжку». Но как же в таком случае органические создания пережили затяжную атаку астероидов? Скорее всего, никак. Они погибли, но достаточно скоро… возродились вновь, примерно через 200-300 миллионов лет после пика «бомбардировки».
Один из ведущих сотрудников НАСА Томас Цурбухин не исключает, что до «бомбардировки» и остальные миры Солнечной системы не были «безлюдны и пусты». Но они не выстояли против «космических штурмовиков», тогда как на нашей Земле жизнь зарождалась вновь и вновь.
Мог ли этот процесс происходить автономно и самостоятельно? Скорее всего, нет. Значит, где-то сравнительно недалеко существовал «старый мир», насыщенный «спорами жизни», которые космические течения астероидов разносили по всей Солнечной системе. Однако приживался этот «космический посев» почему-то только на Земле. Каких-то пару сотен миллионов лет — и микроорганизмы снова заполняли выжженные магмой равнины. И знаете, какой отсюда вывод? Возможно, мы совершенно неверно оцениваем наши шансы найти внеземную и даже разумную жизнь, и они намного выше, чем полагают даже убеждённые поисковики Чужих.

Путешествие на лифте

Как же космические споры жизни путешествуют по галактическим просторам? Ответ на этот вопрос дал эксперимент «Тест», который проводится на российской МКС с 2010 года. Во время выходов в открытый космос космонавты берут пробы вещества, оседающего на внешней поверхности станции, и отправляют его на Землю. А уже «дома» учёные проводят химические и микробиологические анализы этих проб. Так вот, изучив образцы пыли с внешней поверхности станции, исследователи обнаружили в ней «биологический материал» из типичных наземных и морских бактерий. Только представьте: образцы пыли, взятые на высоте 400 километров, позволили определить не только её геохимический состав, но и источники происхождения! Но и это ещё не всё. Эксперимент доказал давние предположения учёных: аэрозольные вещества могут перемещаться из тропосферы на высоты ионосферы. А это, в свою очередь, подтверждает гипотезу существования своеобразного «ионосферного лифта».
Однако, если верхние слои атмосферы с момента зарождения жизни на Земле были насыщены различным «биоматериалом», это заставляет по-новому взглянуть на катастрофические «перезагрузки» биосферы планеты, периодически происходящие после глобальных катастроф. Получается, что даже глобальный «тектонический шторм» не способен полностью уничтожить жизнь на нашей планете. После любого катаклизма, включая падение крупного астероида, атомную войну, близкую сверхновую вспышку и прочие напасти планетарного масштаба, обязательно останутся микроорганизмы, из которых возникнут новые флора и фауна.
Кроме того, учёные не исключают, что в космосе существуют целые стремительные потоки космической пыли, насыщенные микроскопическими созданиями. По расчётам, их скорость может достигать нескольких десятков километров в секунду. В частности, эксперты заявляют, что космическая пыль, которая постоянно «бомбардирует» атмосферу Земли, может выбить за пределы земной гравитации мелкие частицы, находящиеся на высоте 150 километров или более над поверхностью, и они в конечном итоге достигнут других планет. Возможно, нечто подобное происходит и на других планетах и таким образом живые организмы постоянно путешествуют с одного небесного тела на другое. Словом, сдаваться рано: ещё есть надежды на сохранение белково-углеродной жизни, рассеянной по просторам нашей Галактики…

Вирусы-путешественники

Астробиологи, изучающие происхождение эволюции и распространение жизни на других планетах во Вселенной, часто указывают на вирусы в качестве возможных «переносчиков» жизни. Эти древнейшие образования совершенно не похожи на все остальные микроорганизмы. У них нет клеток, нет обмена веществ, и они не способны размножаться без помощи других живых клеток. Между тем вирусы наверняка старше клеток. Они возникли ещё в те времена, когда не было чёткой границы между вирусами и молекулярными формами протожизни. При этом молекулы совершенно не могли существовать по отдельности и кооперировались в прочные союзы. Часть из них обрастала оболочкой и превращалась в клетки, а часть стала самостоятельными молекулярными вирусами, которые свободно разъезжали по Вселенной на тех же астероидах или кометах.

Новая архитектура

Недавно была обнаружена совершенно невообразимая бактерия с принципиально новым типом генетической архитектуры. Эта гигантская бактерия длиной более десятой части миллиметра содержит не один геном, как обычно, а несколько, причём все они сильно отличаются друг от друга.

Лука. Универсальный предок

Биологи до сих пор пытаются понять, как возникли примитивные бактерии и другие формы жизни. А для начала — выяснить, как выглядел универсальный общий предок нынешних организмов. Учёные давным-давно дали ему имя Лука (last universal common ancestor — LUCA, — что дословно обозначает: последний универсальный общий предок). Ещё не было трёх доменов жизни — бактерий, архей и эукариотов, а он уже был. Правда, как выглядел Лука и в каких условиях жил — неизвестно. Подобно реставраторам, исследователи по кусочкам восстанавливают его основные черты. На сегодняшний день реконструированный геном Луки позволяет предположить, что это был одноклеточный организм, напоминающий бактерию, но приспособленный к жизни в бескислородной среде.