Загадка созвездия Лебедя

Космический телескоп «Кеплер» был запущен НАСА на околоземную орбиту в марте 2009 года с целью обнаружения экзопланет. За прошедшие с этого момента годы «Кеплер» достиг немалых успехов в этом деле. Только по тем данным, которые успели обработать, выявлено более 4000 потенциальных экзопланет, из которых более тысячи подтверждены дальнейшими наблюдениями. Среди них оказалось немало примечательных планет различных типов и целых планетных систем. Этим летом внимание привлекла обнаруженная «Кеплером» планета Kepler-452b в созвездии Лебедя, которая оказалась по своим характеристикам очень похожей на Землю. Но этого события астрономы скорее ждали: если обнаруживаются тысячи планет, то вероятно, что рано или поздно одна из них будет напоминать Землю.

А вот совсем недавно в том же созвездии Лебедя «Кеплер» увидел нечто совсем неожиданное. Речь идет о звезде KIC 8462852, открытой «Кеплером» в 2011 году. Это звезда не видна невооруженным глазом, ее звездная величина всего 11,7. Визуально место ее расположения находится примерно посередине между звездами Денеб и Рух (альфой и дельтой Лебедя). От Земли звезду KIC 8462852 отделяет 1480 световых лет. Относится она к спектральному классу F, то есть ее температура несколько выше, чем у Солнца. По размеру она приблизительно в полтора раза больше Солнца.

При поиске экзопланет «Кеплер» регистрирует периодические изменения яркости звезды, которые могут быть вызваны прохождением планеты, вращающейся вокруг нее. Падения яркости звезды, вызванные планетой, невелики. Но в случае с KIC 8462852 это оказалось не так. «Кеплер» наблюдал за этой звездой 1600 дней. После 792 дней он отметил, что ее яркость неожиданно упала сначала на 15 %, а затем – около 1520 дня наблюдений – падения яркости повторилось, на этот раз на целых 22 %. Чтобы это произошло, объект, затмевающий звезду, должен быть размером в половину ее диаметра. (Для сравнения диаметр Юпитера, самой большой планеты в Солнечной системе, составляет только одну десятую диаметра Солнца). Более того, периодичности в затмениях звезды KIC 8462852 выявить не удалось. Лишь в течение нескольких недель наблюдалась 20-дневная периодичность в изменениях яркости (куда более незначительных), но потом она исчезла.

Астрономы, описавшие обнаруженные эффекты в статье, которую опубликовали на сайте препринтов arXiv.org, предложили некоторые объяснения необычного поведения звезды. Наиболее вероятно, что причиной резких падений яркости стал распад вращавшейся вокруг звезды кометы. Ледяные остатки кометы могли превратиться в гигантские облака, которые временно блокировали свет звезды. Большое количество комет могло появиться вокруг звезды KIC 8462852 в результате прохождения недалеко от нее другой звезды, гравитация которой вырвала из кометного облака множество объектов и приблизила их к звезде KIC 8462852. В пользу гипотезы говорит наличие красного карлика на расстоянии 132 миллиардов километров от этой звезды.  Но такое событие должно было, скорее всего, вызвать появление большого количества пыли в окрестностях звезды, что дало бы увеличение инфракрасного излучения, но такого излучения пока не обнаружено.

Ведущий автор исследования Табита Бояджян (Tabetha Boyajian) из Йельского университета говорит, что можно рассмотреть и другие сценарии, которые могли бы объяснить поведение звезды KIC 8462852. Но эти сценарии предполагают действия технологически продвинутой цивилизации, существующей в данной звездной системе.

В 1960 году в журнале Science физик-теоретик Фримен Дайсон изложил гипотезу о том, что высокоразвитая цивилизация может для наиболее полного использования энергии своей звезды выстроить вокруг нее гигантское сооружение в форме сферы. Так как подобная структура будет отличаться от обычной звезды по спектру излучения, этот признак можно использовать для поиска внеземных цивилизаций. Подобное гипотетическое сооружение стали называть «Сферой Дайсона», хотя сам Дайсон говорил, что встретил его идею в фантастическом романе британского писателя Олафа Стэплдона «Создатель звезд», опубликованного в 1937 году.

Следует уточнить, что твердая оболочка вокруг звезды физически невозможна. Сфера будет разрушена из-за разницы центробежной силы на ее экваторе и на полюсах. Ряд авторов фантастических романов, использовавших идею сферы Дайсона, не учитывали это, но сам Дайсон хорошо это понимал. Он писал, что реальным воплощением сферы могло бы стать множество («рой») отдельных объектов, перемещающихся по независимым орбитам вокруг звезды. Простейшей формой такого роя может стать «кольцо Дайсона» – ряд спутников на одной круговой орбите, отстоящих на некоторое расстояние друг от друга. Более сложные варианты могут быть образованы комбинацией нескольких колец.

Существуют гипотезы и о других гигантских технологических сооружениях, которые могли бы использовать энергию звезд. Так называемые двигатели Шкадова представляют собой гигантские солнечные паруса, которые под действием давления света заставляют звезду и окружающую ее планетную систему двигаться в пространстве. «Мозг-матрешка» (matrioshka brain), предложенный Робертом Брэдбери, имеет вид нескольких вложенных друг в друга сфер Дайсона, каждая из которых состоит из множества нанокомпьютеров, а энергия звезды используется для передачи и обработки информации.

Теоретически нерегулярные, но сильные затмения звезды KIC 8462852 могут объясняться наличием возле нее неких гигантских рукотворных сооружений, которые иногда заслоняют ее свет. Но астрономы, помня о таком варианте, все-таки предпочитают оставлять его на самый крайний случай. Они и раньше вспоминали порой об инопланетянах, столкнувшись с непонятными космическими явлениями, но потом находили им естественное объяснение. Первый обнаруженный радиопульсар астрономы даже назвали LGM-1 (от little green men «маленькие зеленые человечки»). Астрофизик Джоселин Бернелл, сделавшая это открытие, писала: «Мы не верили, что мы получили сигналы от других цивилизаций, но, очевидно, идея приходила нам в голову, и у нас не было доказательств того, что это радиоизлучение имело полностью естественное происхождение». Потом ученые установили, что источником периодических радиоимпульсов служит быстро вращающаяся нейтронная звезда. Мысль об инопланетном разуме возникала и при обнаружении в 1960-е годы гамма-всплесков.

Чтобы объяснить загадку звезды KIC 8462852, Табита Бояджян предлагает провести долговременные ее наблюдения с использованием наземных телескопов. А в сотрудничестве с астрономом Джейсоном Райтом (Jason Wright) из Университета штата Пенсильвания она планирует следить за данной звездой и в радиодиапазоне. Но в любом случае астрономы ожидают скорее объяснения, не связанного с внеземными цивилизациями. «Инопланетяне должны быть самой последней гипотезой, о которой вы думаете», – говорит Джейсон Райт.

Источинк: http://polit.ru/article/2015/10/18/ps_KIC8462852/