Вселенная темнеет, стареет и умирает. Но медленно..

Наша Вселенная ведет себя как пожилой человек: она залегла на диван, укрылась одеялом и готовится отойти ко сну. Примерно к таким выводам, если переводить научную терминологию на обычный, понятный для всех язык, пришли ученые-астрономы, собравшиеся на ХХІХ Генеральной Ассамблее Международного Астрономического Союза, открывшейся в Гонолулу, штат Гавайи, США.

Все это очень напоминает веселую историю о посетителе планетария, который очень испугался слов лектора. Ему послышалось, что Вселенная погибнет через сто миллионов лет, а когда он узнал, что отпущенный срок составляет сто миллиардов лет, то сразу же успокоился. Конечно же, шансов дожить до этого печального момента у наших современников нет никаких. Тем не менее наука есть наука, и она исследует даже те явления, которые на первый взгляд к обыденной жизни ближайших сотен поколений человечества отношения не имеют.

Основания для пессимизма.

Каковы же основания для столь мрачных прогнозов пусть даже столь отдаленных событий? Астрономы долгое время рассматривали поведение более двухсот тысяч галактик. Уровень производимой ими энергии за последние два миллиарда лет снизился вдвое. Иными словами, Вселенная постепенно исчезает. Звезды чаще умирают, чем рождаются. Кроме этого пространство продолжает расширяться, и светила все более отдаляются друг от друга. Мощность звездного света теперь распространяется на больший объем космоса, что усугубляет ситуацию.

Астроном из Университета Западной Австралии в Кроули Саймон Драйвер считает, что Вселенная исчезнет не одномоментно. В сущности, мы давно уже живем в эпоху перманентного «конца Света», растянутого на сотни миллиардов лет. Кроули возглавляет проект ГАМА (Galaxy and Mass Assembly), занимающийся изучением звездного неба. Эти космические фотографии, самые подробные из когда-либо сделанных в истории человечества, демонстрируют снижение интенсивности излучения во всех направлениях.

Австралийский астроном предлагает мысленно пролететь через Вселенную и рассмотреть все встреченные по пути звезды, которые явно проявляют признаки затухания активности и старения.

Эти результаты нельзя назвать неожиданными. Ученым уже давно известно, что Вселенная становится все более холодной и темной. Ранее исследователи выяснили эти закономерности для нескольких видов космической энергии, передаваемой волнами в некоторых участках звездного неба. Результаты работы проекта ГАМА не только подтверждают эти выводы, но и распространяют их на намного большие пространства во всех направлениях. Ими были изучены волны в широком цветовом спектре (более двадцати различных частот) разных уровней интенсивности.

Методы исследований.

Д-р С. Драйвер отмечает сложности эмпирического доказательства постепенного умирания Вселенной в силу того, что для опытных исследований доступен лишь очень маленький ее участок из всего пространства, «нарезанного кубиками». Сотрудники ГАМА смогли заглянуть в самые глубины космоса, в пяти направлениях от Земли. Ими использован метод «палеонтологических летописей», подразумевавший своеобразное «сверление» Вселенной. Для этого они исследовали свет, пришедший к нам издалека и пронзавший пространство два миллиарда лет. В работе участвовали оборудованные мощнейшими телескопами обсерватории, расположенные по всем миру. Результаты подверглись тщательному математическому анализу и были обобщены. Подсчету подлежала энергия, излучавшаяся звездами, галактиками и другими объектами миллионы и миллиарды лет назад. Затем было произведено сравнение этих параметров с современными уровнями.

К истокам сотворения Мира.

"Это одна из самых подробнейших карт Вселенной", - говорит Эндрю Хопкинс, астроном, работающий в австралийской астрономической обсерватории Норт-Райд (Новый Южный Уэльс). Однако он отмечает, что в этом исследовании были рассмотрено пространство, составляющее менее одного процента Вселенной.

Эти данные могут считаться подтверждением умирания Вселенной, - признается Хопкинс. Однако он настроен оптимистично. Древний свет, достигнувший Земли, исходит от «молодой и энергичной Вселенной», - утверждает он. Ученый увлечен исследованием ранних стадий истории сотворения Мира. Тем не менее, выводы грустные.

Стоит ли волноваться?

Подобно тому, как мы становимся менее активными в старости, то же происходит и с Вселенной, отмечает Люк Дэвис. Он работает на базе Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) в Перте, Западная Австралия. Он язвительно замечает, что активная пора ее жизни со спортивными играми и вечеринками уже позади.

Астрономическая наука констатирует медленное сползание Вселенной к старости. К счастью, у человечества еще остаются в запасе многие миллиарды лет.

Вывод из исследований группы Гама прост. Не стоит расстраиваться по поводу того, что современные люди не проживут сотню-другую миллиардов лет, они много не потеряют. К тому времени Вселенная будет темной, пустой и скучной.

Источинк: http://fb.ru/post/science/2015/9/1/1300