Вне Солнечной системы обнаружена потенциальная «экзолуна» планеты Kepler-1625b

После обнаружения практически четырех тысяч планет за пределами Солнечной системы с момента начала работы орбитального телескопа «Кеплер», среди этого числа ученые выделили несколько десятков потенциальных «двойников» Земли. Это значительное достижение стало для планетологов стимулом для начала разработки методик, с помощью которых было бы возможно выяснить, действительно ли и насколько жизнепригодны эти планеты.

По мнению известных астрономов Дэвида Киппинга и Алекса Тичи, существование жизни возможно не только на них самих, но и на лунах гигантских планет, расположенных в так называемой «зоне жизни».

Ученым уже доводилось обнаружить небольшие экзопланеты, схожие по своим размерам и массе с Марсом, но они были слишком малы и поэтому ни одной полноценной луны найдено не было. Орбитальному телескопу «Кеплер», как и многим другим не под силу «увидеть» аналоги нашей Луны или спутников Юпитера в процессе наблюдений за прохождением планет и прочих объектов по диску светил, которые приглушали бы их свет.

Киппингу и Тичи пришла в голову идея, которая смогла бы сделать «Кеплер» более чувствительным, чтобы использовать его для поиска потенциальных «экзолун». Наложив друг на друга огромное количество фотографий прохождения планеты по диску звезды, они заметили, что таким образом картинка становится более четкой. Так они «соединили» несколько сотен фотографий, сделанных «Кеплером», непрерывно наблюдавшим за 280 планетами. Из собранной картинки они выделили одно мини-затмение звезды, вызванное прохождением планеты по ее диску.

Такие колебания в яркости наблюдались у нескольких десятков звезд, в том числе и в данных по свечению Kepler-1625 – это первоочередной кандидат, который может обладать «экзолуной» довольно крупных размеров, как Ио, самый крупный спутник Юпитера. Вращение потенциальной «экзолуны» происходит, по словам ученых, вокруг планеты Kepler-1625b, превосходящей радиусом нашу Землю приблизительно в 6 раз. Один оборот гигантской планеты вокруг звезды длится в течение примерно 287 дней и располагается она почти посередине «зоны жизни».

Однако, как показывают результаты последних измерений Kepler-1625, эта звезда может оказаться значительно больше, чем считалось ранее. Если это подтвердиться, то и планета Kepler-1625b будет соразмерна не Сатурну, а Юпитеру, и потенциальная «экзолуна» в диаметре и по весу будет похожа на Нептун, а не на Ио.

Окончательно все прояснить ученые готовятся уже в октябре этого года с помощью телескопа «Хаббл», когда Kepler-1625b снова будет проходить по диску звезды. Это так же позволит определить, что же это за таинственный объект у гигантской планеты, действительно ли это «экзолуна», и реально ли присутствие жизни на ней хотя бы в теории.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10071