Удивительные находки ставят новые вопросы относительно атмосфер планет-гигантов

Самая горячая точка газовой планеты, расположенной рядом с далекой звездой, располагается не там, где ее ожидали увидеть астрофизики – открытие, которое противоречит предсказаниям, сделанным на основе современной модели атмосфер планет этого класса.

В отличие от нашего Юпитера так называемые «горячие юпитеры» обращаются очень близко к родительской звезде, так близко, что один оборот вокруг звезды они совершают менее чем за трое суток. Одно полушарие этих планет всегда обращено к звезде, в то время как другое полушарие всегда «смотрит» в космическую тьму.

Поэтому самая горячая точка в атмосфере таких планет располагается на дневной стороне. Наблюдения за другими горячими юпитерами и теоретические предсказания указывают также на то, что в атмосферах этих планет близ экватора дуют ветра в восточном направлении, которые иногда смещают самую горячую точку к востоку.

Однако в случае таинственной экзопланеты CoRoT-2b самая горячая точка обнаружилась в противоположном направлении – к западу от центра. Исследовательская группа под руководством Лизы Данг (Lisa Dang), студента докторантуры Университета Макгилл, Канада, наблюдавшая эту планету при помощи космического телескопа НАСА Spitzer («Спитцер»), предлагает три возможных объяснения этого факта. Во-первых, планета может вращаться вокруг внутренней оси настолько медленно, что один оборот вокруг оси происходит дольше, чем полный оборот вокруг звезды. В этом случае, действительно, формируются ветра, дующие в западном направлении, однако гипотеза плохо соответствует модели гравитационного взаимодействия между звездой и планетой, находящейся на настолько узкой орбите. Вторая рассматриваемая командой Данг гипотеза объясняет западное смещение горячей точки взаимодействием с магнитным полем планеты. Это дало бы редкую возможность изучить магнитное поле экзопланеты. Третья гипотеза говорит о том, что восточную часть планеты могут покрывать толстым слоем облака, заставляющие ее казаться менее яркой, чем на самом деле. Однако эта гипотеза плохо сходится с современными моделями циркуляции атмосферы на таких планетах.

Для выбора в пользу одной из рассматриваемых гипотез или выработки новых предположений команде Данг требуются дополнительные наблюдения системы CoRoT-2 при помощи нового космического телескопа НАСА James Webb («Джеймс Уэбб»), запуск которого намечен на следующий год.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10575