Спутник Gaia и астрономы-любители замечают редкую звездную систему

Международная команда астрономов при поддержке астрономов-любителей открыли уникальную двойную звездную систему: первую в своем роде систему, где одна звезда полностью затмевает другую. Этот тип двойных звездных систем известен как катаклизмическая переменная и включает одного сверхплотного белого карлика, «стягивающего» газ со звезды-компаньона.

Эта система, получившая обозначение Gaia14aae, находится на расстоянии примерно 730 световых лет в созвездии Дракона. Она была открыта в августе 2014 г. спутником Gaia Европейского космического агентства, когда неожиданно стала в пять раз ярче в течение одного дня.

Исследователи во главе с астрономами из Кембриджского университета проанализировали информацию, полученную с космического аппарата Gaia, и определили, что внезапная вспышка была вызвана «стягиванием» материи белым карликом со звезды-компаньона.

Дополнительные наблюдения этой системы, проведенные членами организации Центр любительской астрофизики (Center for Backyard Astrophysics, CBA), представляющей собой сообщество астрономов-профессионалов и астрономов-любителей, показали, что эта система представляет собой редкую затменную двойную звездную систему, в которой одна звезда проходит прямо перед другой звездой, полностью блокируя свет, идущий от второй звезды.

Эта система может стать своего рода «лабораторией» для изучения ультраярких сверхновых, являющихся важным инструментом для измерения расширения Вселенной, указывают авторы работы.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=7540