Рентген из центра Млечного пути может быть следом темной материи

Физики из Лейденского университета (Нидерланды), под руководством доктора Алексея Боярского (Alexey Boyarsky), обнаружили исходящее из центра нашей галактики Млечный путь рентгеновское излучение, которое может быть следом загадочной темной материи. Статью голландских ученых, опубликованную в журнале Physical Review Letters, пересказывает сайт журнала Science.

Темная материя, как полагают теоретики, может составлять до 80% всей материи во Вселенной, однако обнаружить ее обычными методами не удается. До сих пор ученые пытались пронаблюдать следы жизнедеятельности слабовзаимодействующих массивных частиц (weakly interacting massive particles, WIMP), из которых, по-видимому, темная материя и состоит. Однако группа Боярского пошла другим путем.

Она искала в данных, полученных орбитальным телескопом ESA XMM-Newton, следы жизнедеятельность частиц массой примерно в миллион раз меньшей, чем WIMP, и тоже входящих в темную материю. Если такие частицы существуют, они, как показывают расчеты, должны распадаться в центре галактик и образовывать при этом гамма-лучи с определенной энергией — примерно 3,5 кэВ (килоэлектронвольт).

В 2014 г., после 10 лет исследований, Боярский с коллегами наконец нашли такие лучи, исходящие из центра туманности Андромеды. Одновременно ученые из Гарвард-Смитсониансого астрофизического центра в Кембридже, штат Массачусетс (США), под руководством Эзры Булбула (Esra Bulbul) зафиксировали искомые рентгеновские лучи с энергией 3,5 кэВ в спектре 73 галактических кластеров.

Теперь же, в своей свежей работе ученые из университета Лейдена отчитываются об обнаружении аналогичного ретгеновского излучения уже в центре нашей собственной галактики Млечный путь.

«Мы не можем доказать, что темная материя идет из центра Млечного Пути, поскольку не знаем физику центра галактики достаточно хорошо, — сказал Боярский. — Но поступающий оттуда сигнал очень хорошо согласуется с нашей теорией».

Впрочем, другие астрофизики оспаривают эти выводы. Ожидается, что прояснить ситуацию поможет новый, более мощный спутник-телескоп ASTRO-H, который Японское космическое агентство (JAXA) планирует запустить на орбиту в следующем году.

Портал Научная Россия регулярно рассказывает о попытках ученых проникнуть в тайны темной материи. Недавно выяснилось, что она, похоже, в некотором роде взаимодействует сама с собой; кроме того, была предпринята попытка объяснить темную материю через некие еще не изученные частицы, массой в 50 раз меньше электрона.

Источник: http://scientificrussia.ru/news/sled-temnoj-materii