Раз динозавр, два динозавра, много динозавров

Каждые десять дней в мире открывают новый вид динозавра. Так, в 2016 году был обнаружен 31 вид, и вполне вероятно, что до конца года ученые опишут еще несколько. Конечно, определить, что именно можно считать новым видом, достаточно сложно. Более того, практически невозможно найти двух палеонтологов, которые были бы полностью согласны друг с другом в отношении окончательного списка известных науке динозавров. В любом случае их все равно немало — 700, 800 или пара тысяч… Почему же динозавров было так много и сколько всего видов динозавров могло существовать на планете?

В одном из исследований ученые попытались это выяснить, используя соотношение «ареал — вид». Суть метода в том, что если мы знаем, сколько видов способно существовать в определенный промежуток времени в определенном ареале, мы можем экстраполировать эти данные на всю планету. В итоге получилось, что в конце Мезозойской эры на планете обитали примерно 600-1000 видов динозавров.

Далее, если посчитать все количество существующих ныне наземных млекопитающих весом более 1 кг (это вес самого маленького динозавра), а затем добавить к нему вымерших за последние 50 000 лет животных, таких как мамонты и гигантские кенгуру, в итоге получилась бы схожая цифра.

Можно предположить, что эта цифра соответствует количеству видов, обитающих на планете в определенный момент времени — а динозавры жили на Земле очень-очень долго. В течение всей Мезозойской эры динозавры постоянно эволюционировали и вымирали. Если предположить, как это сделал Ник Лонгрич из Университета Бата (Великобритания), что единовременно существовали 1000 видов динозавров, — а весь период их господства на Земле длился 160 миллионов лет, — и виды сменяли друг друга примерно каждый миллион лет, то получится, что за все время на планете существовали около 160 000 видов динозавров. Очень, очень много динозавров!

Конечно, это весьма приблизительные подсчеты. Их точность зависят от множества факторов: сколько разных видов единовременно могут существовать на планете, как быстро они эволюционируют и вымирают. Например, если мы предположим, что единовременно могли существовать 500 видов динозавров, а также что они эволюционировали и вымирали медленнее, а виды сменялись с периодом в 2 миллиона лет, то получится, что их было 500 00 видов.

Но если изменить исходные параметры, то картина получится совсем другой. Скажем, в каждый отдельно взятый момент времени существовало 2000 видов — мезозой отличался теплым климатом и вообще богатством живого мира, — и сменялись они каждые полмиллиона лет, выйдет общее число в полмиллиона.

В конечном итоге, у нас диапазон от 50 000 и 500 000 видов, — и это не считая мезозойских птиц, число которых могло бы разнообразие видов удвоить. Так почему же их было так много? Основных причин предлагается три: специализация, локализация и дивергенция.

Специализация.

Динозавры были высокоспециализированными животными. Разные виды занимали разные ниши и поэтому могли сосуществовать без конкуренции. Например, в западной части Северной Америки гигантский хищник Ти-Рекс (T.Rex) успешно делил свой ареал обитания с маленькими плотоядными дромеозаврами. Огромные длинношеие зауроподы кормились высоко растущими листьями рядом с рогатыми цератопсами, которые питались цветами и папоротниками. Еще были совсем маленькие травоядные пахицефалозавры и орнитомимиды, а также рыбоядные и даже паукоядные динозавры.

И даже внутри этих ниш существовала более узкая специализация. Ти-Рекс был огромным и у него были гигантские челюсти. Но из-за слабых коротких передних конечностей он был лучше всего приспособлен к охоте на медлительного, хотя и весьма грозного трицератопса. А родственник Ти-Рекса нанотираннус (Nanotyrannus) был меньше его по размеру, зато у него были длинные ноги и он умел преследовать убегающую добычу.

И эта узкая специализация означает, что 25 разных видов динозавров могли обитать в одном ареале, не соперничая друг с другом.

Локализация.

В разных областях планеты обитали разные виды динозавров. В Монголии, в дельте реки, жили тираннозавры, гадрозавры и орнитомимозавры. А всего в нескольких десятках километров от них, на территории нынешней пустыни Гоби, селились маленькие цератопсы и овирапторы. Точно так же разнообразные виды динозавров заселяли другие континенты.

Между континентами разница в видах была еще более значительной. В позднем меловом периоде в Северной Америке и Азии господствовали тираннозавры, гадрозавры и цератопсы. Между тем в Африке и Южной Америке, которые отделились от них десятки миллионов лет назад, ведущими были совершенно другие виды: высшими хищниками там были абелизавры, а травоядными — длинношеие титанозавры.

Дивергенция.

Новые виды динозавров появлялись со впечатляющей скоростью. Благодаря радиологическому датированию стало возможным определить возраст окаменелых остатков динозавров и таким образом установить, как долго существовали их виды. К примеру, скалы формации Хелл-Крик в Монтане формировались на протяжении двух миллионов лет. В основании формации палеонтологи находят остатки одного вида — Triceratops horridus, а на вершине — другого, Triceratops prorsus, который эволюционировал из первого. То есть один вид существовал на протяжении миллиона лет или меньше — небольшого периода по геологическим меркам.

Исследования других формаций и динозавров предполагают, что другие виды также существовали недолго. Например, в канадском Динозавр-парке можно найти остатки трех видов динозавров, которые сменяли друг друга на протяжении двух миллионов лет. Динозавры быстро эволюционировали из-за изменений климата планеты, перемещения морей и континентов, а также эволюции других видов динозавров. А если не эволюционировали, то вымирали.

Мы никогда не узнаем точно, сколько динозавров существовало на планете. Далеко не все они сохранились в окаменелостях, так что, вероятно, сотни тысяч видов потеряны для нас навсегда. Но все же в последние годы новые виды динозавров находят все чаще, так что еще тысячи и тысячи из них ждут своего открытия. Много, много динозавров.

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/raz-dinozavr-dva-dinozavra