"Прощальный привет" умирающей звезды

Планетарная туманность Menzel 2

То, что вы видите на приведенном выше снимке, является планетарной туманностью PK 329-02.2, расположенной в районе созвездия Нормы (Norma Constellation), в южном полушарии ночного неба. Этот космический объект также упоминается под названиями Menzel 2 или Mz 2, которые он получил в честь астронома Дональда Мензеля (Donald Menzel), который впервые открыл эту туманность в 1922 году.

Когда звезды, сопоставимые с Солнцем по массе и размерам, достигают заключительного этапа их жизненного цикла, они начинают интенсивно сбрасывать в окружающее космическое пространство свои верхние слои, материя которых образует огромные пылающие газовые облака. Эти облака называют планетарными туманностями. Извержение масс материи во время процесса "выгорания" старой звезды происходит неравномерно и поэтому планетарные туманности редко имеют правильную геометрическую форму, в большей части они имеют сложные формы, состоящие из нескольких облаков.

В случае туманности Menzel 2, она имеет форму "кучерявого" облака, освещенного синим цветом двух ярких звезд, скрывающихся в ее недрах. В 1999 году астрономы выяснили, что звезда, находящаяся сверху и немного справа, как раз и является центральной звездой этой туманности, а звезда, располагающаяся чуть ниже, является звездой-компаньоном центральной звезды.

В течение десятков тысяч лет это двойное звездное "ядро" туманности еще будет окутано коконом из плотных облаков пыли и газа. Затем, за следующие несколько тысяч лет, материя этих облаков будет изгнана в бездну космического пространства ультрафиолетовых излучением погибающей звезды.

Эта извилистая структура исчезающей туманности Menzel 2 напоминает "прощальный привет" звезды, которая вскоре достигнет самого заключительного этапа своего жизненного цикла, превратившись в звезду - белого карлика.

Приведенный выше снимок в его максимальном разрешении и качестве можно увидеть на официальном сайте НАСА по этому адресу.