Поглотитель планет? Звезда уничтожила 15 планет размером с Землю

В древнегреческой мифологии Титан Кронос съел своих собственных детей, включая Посейдона (у римлян известного под именем Нептуна), Аида (Плутона) и трех дочерей.

Поэтому когда группа астрономов из Принстонского университета открыла двойную звездную систему, одна из компонент которой демонстрировала признаки поглощения ею примерно дюжины каменистых планет массами примерно как у Земли, то ученые, не раздумывая, назвали эту звезду Кроносом, а звезду-компаньона - Криосом, в честь менее известного младшего брата знаменитого титана. Официальные обозначения этих звезд - HD 240430 и HD 240429 – и обе звезды находятся на расстоянии примерно 350 световых лет от Земли.

Это открытие включало два ключевых этапа: сначала было получено подтверждение того, что эта широко разделенная пара на самом деле представляет собой двойную систему, а затем последовало обнаружение необычных особенностей химического состава звезды Кронос, объяснила главный автор нового исследования Сем-Ён Ох (Semyeong Oh).

Кронос и Криос находятся настолько далеко друг от друга, что некоторые астрономы сомневались, что эти две звезды на самом деле составляют пару. Возраст обеих звезд составляет примерно по 4 миллиарда лет, и обе они представляют собой карлики спектрального класса G, того же спектрального класса, что и наше Солнце. Период их обращения друг относительно друга довольно велик и составляет примерно 10000 лет, однако исследователи смогли установить, что звезды входят в состав одной двойной звездной системы, обратив внимание, прежде всего, на равенство радиальных скоростей звезд – являющееся характерным признаком двойной системы.

На втором этапе исследователи сравнили химический состав звезд HD 240430 и HD 240429 и обнаружили между ними огромную разницу, указывающую либо на различие в условиях формирования, либо на различие в эволюционном пути звезд. Звезда HD 240430, получившая впоследствии имя Кронос, была обогащена тяжелыми элементами, что навело ученых на мысль о том, что эта звезда могла поглотить свыше 15 каменистых планет массами примерно как у Земли. Гипотеза о поглощении этой звездой планет размером с Юпитер была отброшена, поскольку уровень относительно легких элементов (углерод, азот и др.), входящих в состав газовых атмосфер планет-гигантов в веществе этой звезды был недостаточно высок для подтверждения этого предположения.

Это новое исследование может заставить астрономов пересмотреть распространенные модели формирования звезд, отмечают авторы.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10320