Планета-монстр «танцует со звездами»

Научная команда, состоящая почти целиком из текущих и бывших сотрудников Института Карнеги, США, открыла крайне необычную планетную систему, состоящую из солнцеподобной звезды, карликовой звезды и гигантской планеты, «стиснутой» этими двумя звездами.

Эта планета, впервые открытая в 2011 г., обращается вокруг звезды под названием HD 7449. Масса этой планеты составляет примерно восемь масс Юпитера, а её орбита является одной из самых эксцентричных орбит планет, когда-либо обнаруживаемых учеными. Такой большой эксцентриситет, или вытянутость, орбиты планеты указали астрономам на присутствие ещё одного крупного небесного тела в системе звезды HD 7449.

«Вопрос был в том, планета это или звезда-карлик?», – объяснил главный автор нового исследования Тимоти Родигас. Для ответа на этот вопрос Родигас и его команда использовали набор оптических инструментов Magellan adaptive optics (MagAO), чтобы с его помощью напрямую получить изображения этого таинственного объекта. Инструмент MagAO, введенный в эксплуатацию в 2013 г., позволяет астрономам делать снимки в экстремально высоком разрешении.

«В этот телескоп мы разглядели наш объект в течение нескольких секунд, и он оказался звездой-карликом», – добавил Родигас.

Масса вновь обнаруженной звезды составляет лишь 20 процентов массы Солнца, а её орбита пролегает вблизи от основной звезды системы, HD 7449A – так, что вторая звезда оказывается на расстоянии лишь 18 а.е. (астрономических единиц) от первой звезды. (Одна астрономическая единица эквивалентна расстоянию от Земли до Солнца.) Для сравнения, Нептун обращается вокруг Солнца на расстоянии 30 а.е.

Команда продолжит наблюдать эту систему в ближайшие годы, используя как метод радиальных скоростей (измерение «покачивания» звезды при движении вокруг неё планет), так и метод прямого получения изображений. Исследователи надеются понять, каким образом сформировалась во Вселенной такая странная система.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8045