Наличием речи человек обязан умению резать мясо

Почему мы меньше жуем, чем шимпанзе, и почему у нас челюсти менее массивные? Отвечая на эти вопросы, ученые из США выдвинули гипотезу о том, что изобретение каменных орудий для резки мяса и измельчения корней растений резко сократило усилия наших предков на жевание и таким образом открыло путь к возникновению речи. Об этом сообщает Science со ссылкой на публикацию в Nature.

Мы питаемся более качественно, чем наши предки, поэтому и жевать приходится меньше, полагает Даниэль Либерман (Daniel Lieberman), эволюционный антрополог из Гарвардского университета, и один из авторов статьи. Наши обезьяноподобные предки включили мясо в свой рацион давным-давно, и этим отличались от сородичей, которые мясо ели от случая к случаю, как, например, современные шимпанзе. Мясо стало пищей гоминид где-то 2,5 млн лет назад, считает Либерман. Но только 500 тысяч лет назад они стали его специально готовить. Время же между этими датами гоминиды провели не праздно, полагает ученый.

Вместе с коллегой Катериной Цинк (Katherine Zink) он исследовал, как каменные орудия, изобретенные как раз в тот период, могли изменить тип питания наших обезьяноподобных предков. Ученые просили добровольцев жевать сырые мясо и корни растений, необработанные совсем или в разной степени приготовленные, порезанные. Причем специально давали мясо козы, которое более жесткое, чем говядина. Во время жевания к лицу подопытных присоединяли электроды и измеряли время жевания и затраченную силу.

Из опыта сразу стало понятно, что человеческими зубами, которые почти аналогичны зубам шимпанзе, почти невозможно есть сырое мясо. А вот наличие ножа, или каменного орудия, которым можно порезать тушу на куски, меняет процесс питания в корне. Возможность измельчить волокнистый корень растения камнем также помогает питаться. Согласно результатам опыта, резка мяса и измельчение корней уменьшает жевательный процесс на 17%, а это ни много ни мало минус 2,5 млн жеваний в год.

Авторы статьи полагают, что этих инноваций с каменными орудиями было достаточно, чтобы эволюционный отбор работал на уменьшение размера челюстей. Тогда на лице освободилось место для подвижных губ, которые играют ключевую роль при произнесении слов. С маленьким лицом и вообще головой легче балансировать во время бега, что давало преимущество в охоте.

Эти выводы составляют конкуренцию гипотезе о том, что эволюция размеров зубов и челюстей гоминид началась после того, как предки научились готовить пищу.

Кстати, шимпанзе могли бы готовить пищу, если бы имели возможность. Это тоже доказали ученые из Гарварда, о чем портал Научная Россия сообщал ранее.

Источник: http://scientificrussia.ru/news/nalichiem-rechi-chelovek-obyazan-umeniyu-rezat-myaso