Маркеры жизни на экзопланетах могут попасть в экваториальную ловушку

Новое исследование, основанное на компьютерном моделировании, показывает, что поиски жизни на других планетах могут быть сопряжены с большими сложностями, чем считалось ранее. В исследовании продемонстрировано, что особый характер циркуляции воздушных масс в атмосфере может скрыть от наблюдений, проводимых при помощи телескопов, некоторые компоненты атмосферы – и этот факт оказывает прямое влияние на алгоритм выработки оптимальной стратегии для поисков (выделяющих кислород) жизненных форм, таких как бактерии или растения на экзопланетах.

В настоящее время ученые при поисках жизни на других планетах ориентируются на содержание в атмосферах планет компонентов, которые могут быть произведены живыми организмами. Озон (O3) представляет собой одну из таких молекул. В новом исследовании группа астрономов во главе с Людмилой Карон (Ludmila Carone) из Института астрономии Общества Макса Планка, Германия, обнаружила, что в атмосферах ближайших к Земле планет, таких как Проксима b и самая многообещающая планета знаменитой планетной системы TRAPPIST-1, обозначенная TRAPPIST-1d, особый характер циркуляции атмосферы приводит к движению озона от полюсов в сторону экватора и накоплению его в экваториальной зоне. Эти планеты расположены близко к родительской звезде и находятся в приливном захвате по отношению к ней – то есть, обращены к светилу всегда одной и той же стороной. В результате одна сторона планеты, называемая дневной стороной, всегда освещена, а другая сторона – ночная – находится в вечной тени. Моделируя циркуляцию компонентов атмосферы таких планет, Карон и ее коллеги в своей работе показали, что наиболее мощные потоки воздушных масс переносят озон от полюсов в экваториальную зону, где происходит его концентрация.

Эта работа имеет большое значение для поисков внеземной жизни, поскольку из нее следует, что отсутствие следов озона в атмосфере экзопланеты не означает, что в ней отсутствует кислород. Он может быть обнаружен в других местах поверхности планеты, отличающихся от тех мест, в которых озон обнаруживается на Земле, считают Карон и ее команда.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=10440