Астрономы обнаруживают неожиданные скопления газа рядом с крупными звездами

Астрономы при помощи радиотелескопа Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) изучили несколько десятков молодых звезд, некоторые из которых близки по размерам к Солнцу, а другие – примерно в два раза больше нашей звезды, и обнаружили, что остаточные диски звезд, входящих во вторую из этих групп, то есть более массивных звезд, содержат, вопреки ожиданиям, довольно крупные запасы газообразного монооксида углерода. Напротив, в остаточных дисках звезд меньших масс, схожих с Солнцем, этого газа почти не наблюдается.

Эти находки противоречат ожиданиям астрономов, основывающимся на представлении о том, что более интенсивное излучение крупных звезд должно «выдуть» газ из их остаточных дисков быстрее, чем менее мощное излучение, исходящее от меньших по размерам светил.

Остаточные диски, которые можно встретить вокруг некоторых звезд, состоят из формирующихся планет, астероидов, комет и других планетезималей, что отличает их от газопылевых протопланетных дисков, содержащих относительно немного крупных осколков. В дисках молодых звезд вновь сформировавшиеся планетезимали ещё не перешли на стабильные орбиты и, интенсивно сталкиваясь друг с другом, разрушаются, формируя остаточный диск «второго поколения».

В новой работе исследователи во главе с Джесси Леман-Сифри из Уэслианского университета, США, наблюдали 24 звездных системы в ассоциации Скорпиона-Центавра при помощи радиотелескопа ALMA в миллиметровом диапазоне, обращая внимание на «свечение» монооксида углерода. К удивлению астрономов, наблюдения выявили, что три самых «ярких» на выбранных длинах волн околозвездных диска принадлежали звездам, примерно в два раза более массивным, по сравнению с Солнцем. В дисках 16 звезд размером с Солнце значительных количеств монооксида углерода обнаружено не было.

Для объяснения наблюдений авторы работы предлагают две версии, согласно первой из которых газ в системе крупной звезды каким-то образом сохраняется в течение продолжительного времени, а по второй версии этот газ является вторичным, образуясь при столкновениях крупных объектов первичного остаточного диска. Для выяснения истинных причин наблюдаемой аномалии следует провести дополнительные наблюдения систем трех этих крупных звезд с высоким пространственным разрешением, считают Леман-Сифри и её группа.

Источник: http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=8812