Астрономы обнаружили уникальную крошечную звезду

Звезда TVLM 513-46546

Это происходит во Вселенной достаточно редко, но некоторые из звезд рождаются, имея крайне уникальный и необычный набор их характеристик. Взять, к примеру, звезду TVLM 513-46546. Это звезда-красный карлик класса M, которая находится в самом "густонаселенном" скоплении в нашей галактике, тем не менее, эта звезда весьма значительно выделяется из "толпы" других окружающих ее звезд. Ученые провели наблюдения за TVLM 513-46546 при помощи радиотелескопа ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) и обнаружили, что она обладает чрезвычайно сильным магнитным полем, сила которого сопоставима с силой поля, очень редко вырабатываемого самыми магнитоактивными областями на Солнце. Это поле настолько сильно, что если бы Земля находилась на таком же удалении от звезды TVLM 513-46546, как и от Солнца, все спутники на околоземной орбите не смогли бы функционировать.

"Если бы жили на одной из планет этой звездной системы, мы даже и подумать не моги бы ни о какой спутниковой связи и о полетах в космос. Фактически, любым известным нам формам жизни было бы чрезвычайно трудно возникнуть и существовать в таких условиях" - рассказывает Питер Уильямс (Peter Williams), ученый из Центра астрофизики Гарварда-Смитсона (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, CfA).

Звезда TVLM 513-46546 находится на удалении 35 световых лет от Земли в районе созвездия Волопаса. Как уже упоминалось выше - это карликовая звезда, ее масса составляет всего десять процентов от массы Солнца, по сути, она находится на самой границе диапазона масс, разделяющей звезды и планеты. Если бы эта звезда была бы еще немного меньше, то в ее ядре не могло бы возникнуть давление, необходимое для инициации и поддержания реакций термоядерного синтеза, и в этом случае эта звезда была бы коричневым карликом, звездой-неудачницей. Тем не менее, звезда TVLM 513-46546 является полноценной звездой, и она является одним из наиболее сильных магнитных объектов, с которыми сталкивались астрономы в пределах галактики Млечного Пути.

Кроме всего прочего, звезда TVLM 513-46546 достаточно быстро вращается вокруг своей оси. Она совершает один полный оборот приблизительно за 2 часа, в то время, как Солнце совершает оборот за 25 дней. И такая высокая скорость вращения, с точки зрения астрономов, может служить объяснением наличия у звезды чрезвычайно сильного магнитного поля.

Изучая звезды при помощи радиотелескопа ALMA, исследователи обнаружили чрезвычайно сильные радиосигналы, которые являются проявлением ее сильной магнитной природы. Основной сигнал излучается на частоте 95 ГГц, в диапазоне так называемого синхротронного излучения, которое производится высокоэнергетическими электронами, ускоренными до большой скорости сильными магнитными полями. Наличие этого излучения и его уровень позволили ученым определить наличие магнитного поля и рассчитать его характеристики. Наше Солнце тоже иногда излучает синхротронное излучение на этих же частотах, но это происходит только во время самых мощных солнечных вспышек, во время которых возникают магнитные поля, сопоставимые по силе с магнитным полем звезды TVLM 513-46546.

Телескоп ALMA наблюдал за звездой TVLM 513-46546 достаточно недолго, в течение четырех часов. Но и этого времени хватило ученым для того, чтобы определить "непостоянный" характер звезды. Она пульсирует, излучая в окружающее пространство импульсы энергии в различных диапазонах. Тем не менее, уровень ее синхротронного излучения остается всегда более-менее стабильным.

Звезда TVLM 513-46546 служит еще одним подтверждением тому, что окрестности звезд-красных карликов являются не лучшими местами для возникновения и существования жизни. Постоянные вспышки стерилизуют межпланетное пространство интенсивными потоками радиации. Эти процессы приводят к "вымыванию" атмосфер с планет и к разрушению любых видов биосфер на этих планетах, даже тех, которые ориентированы на выживание в таких сложных условиях. Кроме этого, звезда TVLM 513-46546 столь мала и холодна, что зона Златовласки, зона, где условия на поверхности планет пригодны для жизни, находится крайне близко к звезде.