Астрономы обнаружили пару черных дыр, находящихся на минимальной дистанции друг от друга

Система PG 1302-102

В центре далекой, далекой галактики, находящейся на удалении 3.5 миллиардов световых лет от Земли, в недрах квазара PG 1302-102 ученые обнаружили две черные дыры, которые разделяет минимальное расстояние из всех известных науке пар черных дыр на сегодняшний день. И что самое интересное, эти черные дыры движутся по траекториям, которые в конце концов, приведут их к столкновению, породив масштабный космический катаклизм, эквивалентный одновременному взрыву 100 миллионов сверхновых звезд. Огромные энергии, высвободившиеся во время этого столкновения сдуют и разрушат все звездные системы, находящиеся в непосредственной близости от ядра галактики, а ударные волны от этого взрыва могут прокатиться по всей галактике, правда уже не нанося ей фатального ущерба.

Но не стоит пугаться, это событие для нас произойдет не ранее чем через 100 тысяч лет, хотя на самом деле оно могло произойти уже давным-давно, а его влияние на Землю и людей будет минимальным. До Земли дойдут лишь отголоски этого события в виде "ряби" пространственно-временного континуума, гравитационных волн, изучение которых позволит ученым глубже вникнуть в некоторые тайны Вселенной и подтвердить некоторые положения Общей теории относительности Альберта Эйнштейна.

Данное открытие было сделано астрономами из Калифорнийского технологического института и Колумбийского университета, которые анализировали изменения яркости свечения квазара PG 1302-102, которые происходят с периодичностью в пять лет. Эти изменения являются следствием изменения относительного положения двух черных дыр. Подобно изменению за счет эффекта Доплера частоты звука сирены приближающейся машины скорой помощи, свет от квазара смещается в более высокоэнергетическую область в то время, как орбита одной из черных дыр немного приближается к Земле.

Пара черных дыр

Производя измерения некоторых параметров света квазара, ученые высчитали, что две черные дыры квазара PG 1302-102 находятся на самом малом расстоянии друг от друга, нежели чем любая другая из известных астрономам пар черных дыр. Эти черные дыры разделяет расстояние, приблизительно равное размеру нашей Солнечной системы, и в космологических масштабах это расстояние эквивалентно толщине человеческого волоса.

В центрах большинства галактик находится по одной черной дыре. Но в тех редких случаях, когда сталкиваются две галактики, что приводит к образованию одной большой галактики, две черные дыры, поймав друг друга в гравитационные "силки" образуют центральную бинарную систему. И именно так встретились в далеком прошлом две черных дыры квазара PG 1302-102.

Конечно, ждать сто тысяч лет до момента столкновения этих черных дыр ни у кого из нас нет никакого желания, да и возможности тоже. Однако, и у нас с вами есть надежда стать свидетелями события подобного рода. Во-первых, у астрономов сейчас уже имеется оборудование и методология, которые позволят обнаружить другие пары черных дыр, которые могут столкнуться пораньше. Более того, ученым достаточно точно известна дата столкновения черных дыр в системе PSR B1913+6 и отголоски этого события будут изучены при помощи сверхчувствительных интерферометров эксперимента Advanced LIGO, который начал работу буквально на днях.